Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Андрей ПЕРЕТЯЖКО президент С К "Скайд-Вест": "Страхование — не роскошь, а веление времени"

В 2000 году сборы страховой отрасли значительно увеличились. Страхование сегодня является единственной отраслью народного хозяйства, которая не только динамично развивается, но дает прирост от 30% до 60% ежегодно. Однозначно, украинское страхование имеет

В 2000 году сборы страховой отрасли значительно увеличились. Страхование сегодня является единственной отраслью народного хозяйства, которая не только динамично развивается, но дает прирост от 30% до 60% ежегодно. Однозначно, украинское страхование имеет огромный потенциал, ведь охват страхового рынка в Украине составляет не более 10% рисков, которые есть в Украине, тогда как в большинстве развитых стран он составляет не менее 90-95%. В нашей стране страховые платежи по всем видам страхования из расчета на одного жителя составляют 19 грн. в год, тогда как в развитых странах мира этот показатель достигает одной и более тысяч долларов. По расчетам Лиги страховых организаций, из 280 компаний, существующих в Украине, на 104 приходится 70-75% страхового рынка. К ним относится и СК "Скайд-Вест", президентом которой является Андрей ПЕРЕТЯЖКО

АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ, расскажите, пожалуйста, с чего начиналась компания "Скайд-Вест"?

— Решение создать свою страховую компанию созрело после небольшого опыта работы в страховании. До этого я год работал директором филиала одной из страховых компаний. Создавалось все достаточно прозаично. Было всего 4 сотрудника, одна маленькая комнатушка в НИИ, один телефон, один компьютер... И, конечно же, большое желание объять необъятное. Все начиналось с проб и ошибок. Это был постоянный поиск. С одной стороны, нам было достаточно тяжело, но с другой — просто, потому что еще не было многих преград, которые появились уже сейчас, практически весь рынок был не организован, да и экономика была не­ сколько другая.

Как человек, который стоял на заре зарождения украинского страхового рынка, как вы сегодня оцениваете рынок страхования в Украине? Каковы его дальнейшие перспективы?

— Страхование — это един­ственная, или одна из немногих отраслей экономики Украины, которые сегодня развиваются. К сожалению, на сегодняшний 'день нет никакого внимания к страховому рынку ни со сторо­ны Президента, ни со стороны Кабинета Министров. О чем можно говорить, если до сих пор не принята реальная программа развития страхового рынка Ук­раины. Как может развиваться отрасль, если нет программы ее развития? Но, несмотря ни на что, это единственная отрасль, которая дает прирост от 30% до 60% ежегодно. Это говорит о том, что реально люди сталки­ваются с необходимостью за­щищать свои имущественные и социальные интересы. Государство сегодня не имеет воз­можности помогать в критичес­ких ситуациях. Надежда на ре­зервный фонд Кабмина умирает с каждым годом. Достаточно вспомнить Закарпатье, обледе­нения в центральной части Украины в декабре этого года. В странах Западной Европы по­крытие убытков при подобных стихийных бедствиях составля­ет до 60% от экономических убытков. Так, ураган 25-27 декабря 1999 г., который пронесся по Франции, Германии и Дании, нанес ущерб на сумму более $15 млрд. Из них почти $8 млрд. покрыли страховщики. Отрасль развивается, несмотря на абсолютно негативное отно­шение к страховщикам со сто­роны населения, связанное с обесцениванием вкладов в Госстрахе и трастовыми скан­далами 1993-94 гг. Да и страхо­вое законодательство давно уже требует совершенствования. В экономически развитых странах на страховании жизни и страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств держится более 60% страхового рынка.

В Украине же эти виды практи­чески не развиты. Что касается потенциала украинского страхо­вого рынка, то он огромный. И даже если вышеуказанные во­просы не будут решены, рынок все равно будет развиваться, потому что люди на себе испы­тывают те положительные воз­можности, которые дает страхо­вание. Однозначно — страхова­ние будет развиваться, даже ес­ли государство станет на пози­цию "не обращать на страхова­ние внимания".

Сегодня ведутся бурные дебаты об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Как вы считаете, необходимо ли сейчас вводить этот вид страхования в нашей стране?

— Этот вид страхования зародился более 70 лет назад и сегодня существует во всех цивилизованных странах мира и Европы, за исключением Украины и России. О введении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств нельзя говорить только на волне популизма, решая свои полити­ческие проблемы и т. д. в борьбе за электорат (что делают наши депутаты). Последним поста­новлением Кабинета Министров Украины, действующим сейчас, хотя и в ограниченном виде, ввиду отсутствия контроля пре­дусматривается идеальное со­четание цены и ответственности для украинских собственников. Тариф настолько низкий, что мы в компании вынуждены ограни­чивать это страхование, так как понимаем, что если не будет массовости, этот вид будет убы­точен на 200% для любой компа­нии (по постановлению Кабми­на, самый маленький тариф — 10 грн., и за эти деньги страхо­вая компания может выплатить возмещение, которое составит более чем 60 тыс. грн.). В то же время мы понимаем его важ­ность для страхования, для но­вого взгляда на страховщиков, ведь он "заденет" сразу огром­ное количество людей, и со вре­менем они начнут смотреть на страхование по-другому. Сего­дня же, к сожалению, мы часто слышим, что страховщики нажи­вутся, это дополнительный на­лог и т. д. Нельзя говорить о фи­нансовом инструменте с трибу­ны ВР или на улице. Надо все об­суждать с цифрами и фактами. Очень важно, чтобы люди поня­ли, что страховщики не собира­ют деньги для того, чтобы про­есть, они собирают их для того, чтобы зарезервировать, а потом покрыть убытки. Я абсолютно уверен, что этот вид получит свое развитие, ведь мы объяви­ли себя проевропейской держа­вой и уже третий год входим в международную систему "Зе­леная карта". По этому виду страхования в Украине "Скайд-Вест" является одним из лиде­ров. В этом году по ДТП в Ита­лии мы выплатили рекордный, убыток, составивший более $200 тыс.

Правда ли, что компания имеет свою философию? В чем она заключается?

— Философия компании — это стабильность, креативность, профессионализм, открытость, репутация, конкурентность, независимость, лидерство, и в центре всего этого стоит клиент.
Стабильность заключается в планировании нашей работы как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Я считаю, что страховая компания, как и любой другой финансовый институт, должна быть открыта. Мы работаем открыто и легально, потому что нам нечего скрывать. Наша отчетность всегда открыта. Мы также открыто заявляем о своих планах, говорим о наших слабых и сильных сторонах. Важным моментом в философии компании есть конкурентность. Мы предлагаем услуги за их реальную стоимость. Компания не боится участвовать в тендерах и не боится их проигрывать, потому что знает, что это открытая конкуренция. Независимость заключается во многих моментах:
"Скайд-Вест" — не кептивная компания, она не зависит от какого-то одного рынка, также достаточно независима от акцио­неров (у нас нет акционера, кото­рый бы владел каким-то боль­шим пакетом акций компании и диктовал свои условия) и неза­висима политически. Лидерство — естественно, мы реально подчеркиваем, что во многих видах страхования мы являемся лидерами. То есть стараемся быть первыми во многих вещах и лидируем по многим финансовым показателям. В центре всего этого стоит потребитель.

Согласно рейтингу, проведенному газетой "Бизнес", в номинации "Наиболее профессиональная компания" "Скайд-Вест" уже второй год подряд занимает ведущие места среди украинских компаний. Означает ли это, что компания делает ставку на профессионализм?

— Да, безусловно. Профессионализм — это один из важнейших элементов развития компании, а последние два года — приоритетная задача в стратегии развития. Для нас это философия. Я считаю, что ни одна компания не имеет будущего, если не ставит на профессионализм. Поэтому мы уделяем очень много внимания подбору и работе с кадрами. Очень много средств выделяется на профессиональную подготовку персонала. Много сотрудников компании проходят обучение в ведущих вузах страны и за рубежом, получая второе (а некоторые и третье) специализированное финансовое и страховое образование. Плюс нам помогает стратегия развития компании как универсальной. Мы не работаем в какой-то определенной узкой нише, не ищем дырок в законодательстве. Наша основная стратегия — это классика, мы работаем только по проевропейским продуктам. Сегодня наша компания предлагает своим клиентам полный комплект страховых услуг — 30 видов страхования (автотранспорта и гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в т. ч. "Зеленая карта"), медицинское страхование, страхование имущества, грузов, ответственности, авиационных и морских рисков и т. д.). У нас сбалансированный портфель. Поверьте, этого достичь очень тяжело. В общем-то, на этом строится политика компании.

— Вы сказали, что компания достаточно универсальная. Какими видами страхования вы не занимаетесь ?

— "Скайд-Вест" уходит от всех опасных, необоснованно рисковых видов страхования. Например, к таким видам страхования относятся страхование кредитов, которые невозможно перестраховать. Не занимаемся "инновационными" видами страхования, связанными с какими-то нововведениями в законодательстве, и другими не рыночными моментами. Не занимаемся кептивным страхованием, даже если оно является классическим. В нашей компании есть все, что присутствует в Европе, и что востребовано или может быть востребовано в Украине. По мере развития нашего рынка, роста страховой культуры и восприятия услуг мы вводим новые продукты.

Какие виды страхования вы считаете наиболее пер­спективными для компании?

— Мы видим перспективу не только в массовых и рентабельных, но и наукоемких видах, требующих очень большого профессионализма, которые являются долгосрочным бизнесом и считаются классическими. К этим видам можно отнести страхование имущества, которое имеет очень много разнообразных дополнительных услуг. Это строительно-монтажные риски, риски гражданской от­ветственности перед третьими лицами, страхование ответст­венности за качество выпускае­мой продукции и предоставле­ние услуг и другие. Эти виды се­годня в Украине мало популярны и малоразвиты, но они имеют большой потенциал, потому что реально существуют во всем мире. Ну и, естественно, меди­цинское страхование, страхова­ние профессиональной ответст­венности и т. д.

— Перечень ваших клиентов достаточно внушителен. Это известные украинские и зарубежные компании: концерн "Орлан", кондитерская фабрика "Свиточ", пивкомбинаты "Славутич", "Десна", "Янтарь", торговые марки "Торчин-Продукт", "Олеина", PROCTER & GAMBLE , STIMOROL , ADIDAS , WELLA , SC JOHNSON , банки "Аваль", ЗУКБ, ING BANK и др. Что вы делаете для их привлечения?

— За 2000 г. застраховано 264 тысячи человек. В следующем году мы будем праздновать миллионного клиента. Тут действует принцип разумного предложения продукта на фоне хорошей репутации и своего рода "протеже" клиентов, в том числе и иностранных коллег-страховщиков, которые работают со "Скайд-Вестом" и признают ее одной из самых лучших компаний Украины. Сегодня мы говорим реальную цену и она, как правило, бывает ниже, чем у наших конкурентов. Но это не значит, что мы демпингуем. Ведь каждый риск чего-то стоит. По­ этому тут есть как бы нормальное соотношение цены и качества. Наша компания не стремится к сиюминутной выгоде, поэтому и предлагает реальные тарифы.
Все очень просто: соотношение цены и качества плюс надежность и профессионализм.

В перестраховании очень важно не ошибиться в выборе перестраховщика. С какими крупными компаниями вы работаете?

— Мы работаем только с ведущими мировыми перестраховщиками, и практически все наши перестраховочные программы защищает первая десятка компаний. Это непоколебимые авторитеты, которые работают на рынке по 100-150 лет. Мы сотрудничаем с Munich Re, General Cologne Re, Gerling Global Re, Lloyd's и др.

Украинским страховым компаниям не доверяете?

— Ну почему же? Мы хотим поддерживать свой рынок, поэтому 20 ведущих страховых компаний ("АСКА", "Гарант-Авто", "Оранта" и др.) доверяют нам свои риски, а мы им свои. То есть "Скайд-Вест" выступает еще и перестраховщиком на украинском рынке. Однако емкость украинского страхового рынка настолько мала, что надежно перестраховать завод стоимостью 100 млн. грн. практически невозможно.

Андрей Иванович, вы говорили о новых продуктах. Какие новые продукты введены недавно и будут введены в ближайшее время?

— В первую очередь, это медицинское страхование на территории Украины. СК "Скайд-Вест" является одним из лидеров по медицинскому страхованию отъезжающих за рубеж. Но на территории Украины мы отказывались работать, потому что организовать качественное обслуживание клиентов здесь очень сложно. Однако сейчас мы решились на этот вид страхования, потому что медицинское страхование — это скорее имиджевый пакетный вид.
Мы заранее закладываем его как убыточный вид страхования, надеясь на то, что в будущем ситуация изменится в лучшую сторону: будет введено обязательное медицинское страхование, улучшится медицинская база по всей территории Украины. Из новых продуктов также следует отметить страхование владель­цев платежных банковских карт, страхование имущества физи­ческих лиц. Кроме того, готовит­ся новый продукт под названием small business — это специали­зированный продукт для не­больших предприятий и фирм, которые на достаточно простых условиях смогут по доступной цене купить полис.

Уставный фонд многих страховых компаний Украины ниже минимального размера, определенного законом Украины "О страховании". Дотягивает ли до этой отметки размер уставного фонда возглавляемой вами компании?

— Сегодня размер уставного фонда СК "Скайд-Вест" составляет 2780 тыс. грн., что значительно превышает минимальный размер, установленный законодательством, а резервы, сформированные на 01.01.2001 г. составляют 7728 тыс. грн.

Какова структура инвес­тиционного портфеля СК "Скайд-Вест"?

— Структура инвестиционного портфеля компании следующая: 7,59% — ценные бумаги, 49,02% — недвижимость, денежные средства на текущем счету — 25,31%, депозиты в иностранной валюте 10,31%, депозиты в национальной валюте — 7,77%.

Вы говорили об открытости компании. Каковы планы на будущее?

— В дальнейшем мы намерены придерживаться философии компании, достигая лучших фнансовых результатов и постоянно совершенствуя качество наших услуг. Кроме того, к следующему году мы хотим окончательно закрепить за собой статус всеукраинской компании. Это значит, что в 2001 году мы покроем практически всю территорию Украины, то есть будем предоставлять услуги во всех ее регионах. Уже сегодня нашей сетью покрыто около 70% территории Украины. Компания имеет 20 филиалов и 20 представительств.

Биография

РОДИЛСЯ 28.02.1970 г. в г. Самбор Львовской обл.

Окончил Тернопольскую академию народного хозяйства, отделение "Финансы и кредит".

1992 — работа в страховой компании Е.М.С., директор филиала.

С 1993 работает в страховой компании "Скайд-Вест", президент компании