Авиакомпании "сговорились"

Первые признаки оздоровления отрасли авиаперевозок не принесли спокойствия в кабинеты руководства авиакомпаний. Новые проблемы пришли неожиданно — антимонопольные ведомства Европы и США подозревают в ценовом сговоре как минимум 11 авиакомпаний

Первые признаки оздоровления отрасли авиаперевозок не принесли спокойствия в кабинеты руководства авиакомпаний. Новые проблемы пришли неожиданно — антимонопольные ведомства Европы и США подозревают в ценовом сговоре как минимум 11 авиакомпаний

Антимонопольные ведомства США и Евросоюза начали совместное расследование в отношении группы авиакомпаний по подозрению в ценовом сговоре на рынке грузовых авиаперевозок. В ценовом сговоре подозреваются как минимум 11 крупнейших авиакомпаний. Среди них такие лидеры мирового рынка авиаперевозок, как American Airlines, Air France-KLM Group, Japan Airlines Corp. и прочие. В сферу расследование попадут маршруты, находящиеся как внутри Европы, так и за ее пределами.

Все вышеназванные компании обвиняются во внедрении так называемых ценовых надбавок. Это позволяет им компенсировать часть издержек, среди которых возросшие затраты на топливо и дополнительные меры безопасности, внедренные после терактов в США. Антимонопольные органы подозревают, что установление таких надбавок авиакомпаниями было скоординировано, что запрещено законодательством как США, так и ЕС, поскольку являет собой картельное соглашение. Представители авиакомпаний заявляют, что они не нарушали законодательство. Вместе с тем большинство из них обеспокоены тем размахом, который приобрело расследование.

Расследование было инициировано американской стороной, но уже сейчас обыски в офисах авиакомпаний проходят и в европейских странах, и в Южной Корее. Так, руководство гонконгской компании Cathay Pacific сообщило, что обыски и изъятие документов были проведены в ее офисах во Франкфурте, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. В Южной Корее следователи посетили офисы Korean Air и Asiana, двух крупнейших авиакомпаний страны.

По всей видимости, расследование будет весьма масштабным, и ЕС полностью поддержит американцев. "Специальный департамент США координирует свои действия с соответствующими ведомствами ЕС", — говорит пресс-секретарь Еврокомиссии Тина Таламова.

Еврокомиссия обладает законным правом оштрафовать все замешанные в скандале авиакомпании на 10% их годовой выручки. Это довольно значительная сумма, несмотря на то, что рынок грузоперевозок за последний год вырос на 12%, а операторы неплохо зарабатывают благодаря удачной кооперации по примеру пассажирских авиаперевозок. Доходы от перевозок грузов составляют в среднем 12% от общего объема дохода авиакомпаний.

Расследование коснулось и других авиаперевозчиков. Необходимая информация была запрошена у таких известных компаний, как Cathay Pacific Airways Ltd., British Airways Plc, Deutsche Lufthansa AG. На данный момент у Еврокомиссии есть все основания полагать, что вышеуказанные компании также нарушают антимонопольное законодательство ЕС. Самый крупный штраф за вступление в ценовой сговор, который когда-либо взимала Еврокомиссия, был уплачен немецким производителем витаминов Roche Holding AG в 2001 году. Его сумма составила $550 млн.