Бензин "на подъеме"

В июле стелы отечественных заправок огорчили автомобилистов — стоимость топлива неумолимо поползла вверх. С начала месяца литр бензина подорожал примерно на 25-40 коп. Масштабы дальнейшего роста цен, по некоторым прогнозам, достигнут 10%. А государство, п
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В июле стелы отечественных заправок огорчили автомобилистов — стоимость топлива неумолимо поползла вверх. С начала месяца литр бензина подорожал примерно на 25-40 коп. Масштабы дальнейшего роста цен, по некоторым прогнозам, достигнут 10%. А государство, похоже, не собирается возвращаться к практике жесткого регулирования рынка

Украина плавно вошла в пиковый для рынка нефтепродуктов период уборочных работ. В то время как аграрии собирают урожай, цены на бензин поползли вверх. "Жаркий" период проходит крайне нетипично. В последние годы он неизменно сопровождался попытками госрегулирования розничных цен на топливо. Пока же речь об этом не идет. Не намечается даже заключения привычного Меморандума о взаимопонимании с властями, обычно предшествовавшего конкретным недвусмысленным просьбам к нефтяникам не поднимать цены.

Нефтяники пока не знают, чего ожидать от властей. В этих, как правило, весьма бурных отношениях наступило видимое затишье. Однако вопрос, последует ли за ним буря, остается открытым. Как стало известно "Инвестгазете" из информированных источников, посвященное предстоящему пиковому сезону заседание рабочей группы, в составе которой — топ-менеджеры компаний и чиновники, проходило при "полном штиле". Компании информировали министра топлива и энергетики Плачкова о ситуации на рынке, о растущих ценах на нефть. Со стороны министра, по словам одного из участников заседания группы, не прозвучало никаких "пожеланий" относительно ограничения цен или же намерений вмешательства в рыночные процессы.

Возможно, отношения властей и участников рынка нефтепродуктов видоизменились после кризиса, разразившегося нынешним летом. Напомним, что тогда премьер Тимошенко обвинила собственников украинских нефтеперерабатывающих предприятий в картельном сговоре и заявила, что правительство будет жестко контролировать уровень рентабельности их работы, изымая сверхприбыли и штрафуя нарушителей. Были даже намерения контролировать надбавки в розничной торговле и устанавливать определенные нормы рентабельности. Однако пожар погасил Президент Украины, фактически заключив с нефтяниками "мировую". Глава государства тогда резко раскритиковал действия правительства по регулированию рынка и пообещал топ-менеджерам НК, присутствующим на нашем рынке, что Украина будет работать на нем исключительно с помощью рыночных инструментов.

Все под контролем

А возможно, спокойствие властей объясняется их уверенностью в том, что рынок контролируем. Так, Иван Плачков считает, что ситуация на украинском рынке нефтепродуктов "стабильная и прогнозированная". Министр сказал, что в период, когда "наблюдался дефицит нефтепродуктов, был принят ряд мер для обеспечения стабильности рынка и защиты его от влияния субъективных факторов. Плачков имел в виду прежде всего стимулирование импорта нефтепродуктов (весной парламент принял закон о снижении пошлин и акцизов на ввоз нефтепродуктов — ред.), в результате чего, как отметил министр, "рынок мгновенно корректируется по ставкам пошлин на импортные нефтепродукты".

Уверенность Плачкова в эффективности либерализации условий импорта подтвердилась нынешним летом. Так, с начала года до средины мая, когда был принят соответствующий закон, в Украину было завезено 16,05 тыс. тонн бензинов и 16,86 тыс. тонн дизтоплива, а после вступления в действие "импортных" льгот — с 20 мая по 30 июня — 205,62 тыс. тонн бензинов и 38,41 тыс. тонн дизтоплива. Кстати, украинские нефтяные компании оценивают шаги по либерализации импорта как весьма прогрессивные. "Это нормальные, здоровые шаги. Это будет стимулировать конкуренцию", — говорит президент "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий.

Идиллию на рынке дополнили аграрии. По словам профильного министра, впервые за много лет Министерство аграрной политики не высказывало претензий по обеспечению сельхозпроизводителей дизельным топливом. Напомним, что еще летом "Укртатнафта" по собственной инициативе обязалась поставить селу 200 тыс. тонн дизтоплива и 100 тыс. тонн бензина А-76 по фиксированным в течение июня-ноября-2005 ценам — 2900 грн. за тонну (включая НДС) как на дизтопливо, так и на бензин А-76.

Кстати, участники рынка нефтепродуктов единодушны с властями в оценке ситуации. Исполнительный директор "ТНК-ВР" Герман Хан уверен, что кризисы прошлых лет как раз были продуктами нерыночных методов управления. "Если рынок саморегулируем, кризиса не будет", — сказал он.

На скамью запасных

Очевидно, что риски для рынка несет остановка некоторых НПЗ. Как известно, вскоре на глобальную реконструкцию остановится "Лукойл-Одесский НПЗ". Участники рынка опасаются, что не будут работать дрогобычская "Галичина" и Херсонский НПЗ. C 1 августа "Галичина", с 12 июля запустившаяся на "минимальных оборотах", остановится. Официальной информации относительно планов Херсона нет, однако, как стало известно "Инвестгазете", завод на август даже не контрактует нефть. Как отмечают источники, этот вопрос поднимался и на недавней встрече с Плачковым. Фактически представители заводов отметили, что не очень заинтересованы работать в сложившейся ситуации (из-за дороговизны нефтяного сырья — ред.). Однако ЛУКОЙЛ снял напряженность, сообщив о своих планах перерабатывать нефть на других украинских НПЗ.

В августе текущего года более 200 тыс. тонн нефти (обычный месячный объем переработки Одесского НПЗ — ред.) будет переработано на трех НПЗ — "Укртатнафте", ЛиНОСе и "Галичине". В то же время старт переработки ЛУКОЙЛом нефти на сторонних НПЗ быстро организовать сложно. Все упирается в дефицит оборотных средств заводов в связи с большой задолженностью государства перед ними по возврату НДС, считает директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. Реально начаться переработка нефти ЛУКОЙЛа может разве что в сентябре, говорит эксперт.

По его мнению, предполагаемая остановка трех НПЗ в корне изменит рынок — сделает его менее прогнозируемым. Раньше во многом стоимость нефтепродуктов на месяц определялась исходя из цены российской нефти, законтрактованной заводами. Теперь же импорт нефтепродуктов займет более 30% рынка. А его цену прогнозировать гораздо сложнее. Она оперативнее реагирует на мировые тенденции и может меняться буквально за день. Ситуация будет развиваться следующим образом. Если мировые цены пойдут вниз, цена топлива в Украине не будет расти, но и снижаться не будет, поскольку она не опустится ниже цены бензина, выпущенного на украинских НПЗ. Если же мировые цены пойдут вверх, они потянут за собой и цену бензина украинских заводов, говорит С. Куюн.

Черное золото дорожает

Стоимость бензина на украинских заправках традиционно двигают вверх тенденции мирового рынка. Высокая цена на нефть в мире будет определяющим фактором влияния на цены в Украине, уверен Александр Городецкий. Непосредственное влияние на наш рынок оказывает стоимость российской нефти. В июле она подорожала на 12% — до $360 за тонну по сравнению с ценой предыдущего месяца. Этим Городецкий объясняет повышение стоимости нефтепродуктов в июле. Это при том, что оно тормозилось активным присутствием предложения импортного топлива на рынке. Глава представительства АО "Мажейкю Нафта" в Украине Игорь Майстренко считает, что 10%-ный рост цен в июле — реакция украинского рынка на достигнутый рекордный уровень цены нефти на мировых рынках — $60 за баррель.

Однако сегодня мировые рынки немного "остыли". Сейчас стоимость нефти марки Brent на Международной нефтяной бирже (IPE, Лондон) колеблется на уровне $58,12 за баррель. Поэтому служить причиной дальнейшего роста цен на бензин в августе в Украине мировые цены не должны. Между тем, стоимость российской нефти для наших НПЗ на август возросла до $380-390 за тонну. Исходя из этого, бензин А-95, выпущенный украинскими заводами, в августе должен стоить около 3,80 грн. за литр, прогнозирует Куюн.

Есть и другие предпосылки к росту. Это увеличение экспортной пошлины на нефть в России. С 1 августа этот показатель установит очередной рекорд, поднявшись до $140 за тонну (предыдущие два месяца действовала пошлина в размере $136,2 за тонну — ред.). Подорожает и украинское сырье. Отечественный добытчик "Укрнафта" на аукционе 2 августа повысит стартовую цену нефти на 8,57% (по сравнению со стартовой ценой на предыдущем аукционе) — до 2280 грн. за тонну. Начальник управления реализации нефти, газа и продуктов нефтегазопереработки "Укрнафты" Андрей Кущ объясняет повышение цены на нефть украинской добычи ростом мировых цен и подорожанием российской нефти. Кущ допускает, что цены на нефтепродукты в августе увеличатся не менее чем на 10%.