Без головной боли

После проведенного редакцией "Инвестгазеты" опроса выяснилось, что украинские компании только начинают брать автомобили в лизинг. В основном клиентами лизингодателей являются крупные корпорации, цель которых направить свободные средства на расширение бизн

После проведенного редакцией "Инвестгазеты" опроса выяснилось, что украинские компании только начинают брать автомобили в лизинг. В основном клиентами лизингодателей являются крупные корпорации, цель которых направить свободные средства на расширение бизнеса и при этом увеличить автомобильный парк. К основным преимуществам аренды можно отнести то, что все заботы об автомобиле ложатся на плечи лизинодателя, а клиент просто пользуется техникой

Как показал опыт ведущих украинских компаний, в основном поиск лизингодателя осуществляется через тендер. По словам начальника отдела снабжения компании "Кока-Кола Бевериджиз Украина" Александра Гуцала, поиск лизинговой компании и поставщика оборудования производил отдел снабжения. Был объявлен тендер и, соответственно, выбраны партнеры. Анализ лизинговых услуг в Украине показал, что отечественный рынок представлен как яркими и мощными мировыми брендами — Hertz, Sixt, Avis, так и украинскими — компанией "Илта" и Украинской лизинговой компанией. Однако хочется отметить, что не все продавцы могут предоставить нужное оборудование в аренду, что, в свою очередь, сужает возможность выбора услуг лизинговой компании для заказчика.

Как отмечают многие клиенты лизингодателей, очень внимательно следует относиться к тексту договора. По словам менеджера по транспорту компании "Кока-Кола" Александра Дьяченко, при подписании договоров об аренде следует обращать внимание на пункты о технической поддержке со стороны лизингодателя. Среди сложностей сотрудничества можно указать и то, что иногда возникает непонимание в вопросах технического обслуживания. Сюда следует отнести и недостаточный сервис по обслуживанию транспорта со стороны лизингодателя. Как рассказал руководитель исполнительной службы компании Softline Евгений Ефименко, "при ремонте арендованного транспорта мы не вправе быть слишком требовательными (если это не касается безопасности вождения). Постоянно указывается, что машина нам не принадлежит, и лизингодатель сам вправе решать, как ее обслуживать".

Качество сервиса и профессионализм слесарей СТО лизинговых компаний также нередко оставляет желать лучшего. Это, видимо, связано с тем, что данные СТО предназначены исключительно для обслуживания собственных автомобилей компаний. Но такой подход позволяет им получать стабильный доход в любом случае, т. к. лизинговые платежи учитывают все регламентные и внерегламентные ТО. "При неоспоримых плюсах долгосрочной аренды, хотелось бы иметь гарантию, что на СТО лизингодателя машину будет обслуживать команда профессионалов", — отмечает г-н Ефименко.

Опираясь на опыт компании Softline, отметим, что в договоре с лизингодателями необходимо обязательно оговаривать следующее: срок поставки машины, величину пробега на период лизинга, приобретение покрышек (летних и зимних), их марку и производителя, условия предоставления заменного автомобиля при долгосрочном ремонте, марку и производителя автомобильных масел, присутствие водителя при регламентном обслуживании и ремонте автомобиля.

Относительно сроков доставки машин в опрошенных нами компаниях также не всегда оставались довольны. Например, как рассказали в "Кока-Кола Бевериджиз Украина", срок между подписанием договора, осуществлением первого платежа и моментом получения техники составил три недели. "Пожалуй, это один из аспектов сотрудничества с лизинговыми компаниями, который хотелось бы несколько усовершенствовать", — поделился Александр Гуцал.

При немалых недостатках в работе с лизингодателями имеется и ряд преимуществ. Как рассказал начальник транспортного цеха корпорации "Артериум" Олег Сорочинский, автомобили компании были взяты в оперативный лизинг сроком на три года. "К основным его преимуществам можно отнести то, что мы не приобретаем машину, не приходится выплачивать за нее полную стоимость", — говорит г-н Сорочинский. При оперативном лизинге выплачивается только часть цены на автомобиль. По истечении срока договора техника возвращается лизинговой компании, затем заключается новый договор на другие автомобили. Таким образом, автопарк всегда обновляется. "Мы берем технику на три года, потому что это тот срок, который машина работает на хозяина, а потом хозяин на машину", — отмечает Олег Сорочинский. По мнению Евгения Ефименко (Softline), преимущества лизинга очевидны. Во-первых, автомобили, находящиеся в аренде, не являются собственностью компании, что обязывает лишь правильно их эксплуатировать и вовремя производить ТО. Запчасти, обслуживание и прохождение ежегодных технических осмотров в ГАИ — проблема лизингодателя. Во-вторых, если арендованный автомобиль проходит серьезный ремонт, то компания вправе требовать замену. Таким образом, рабочий цикл транспорта не прерывается.