Безэффектные выборы

От парламентских выборов в Польше и Германии Украина ничего не выиграет. В результате выборов в немецкий Бундестаг 18 сентября в Германии воцарился политический коллапс. Две конкурирующие партии получили равную поддержку населения, и договориться о создан

От парламентских выборов в Польше и Германии Украина ничего не выиграет . В результате выборов в немецкий Бундестаг 18 сентября в Германии воцарился политический коллапс. Две конкурирующие партии получили равную поддержку населения, и договориться о создании коалиционного правительства пока не могут. Спустя неделю после немецких выборов новый Сейм избрала и Польша, теперь там заняты подготовкой выборов президента. Перестановки во власти ближайших стратегических партнеров Украины не повлияют на отношения с нашей страной, но могут замедлить ее продвижение в Европу

Заполучить впервые в истории женщину-канцлера Германии пока не удается — Ангеле Меркель не смогла обойти своего соперника, действующего канцлера Германии Герхарда Шредера. Две конкурирующие партии — Христианско-демократический союз (ХДС) под руководством фрау Меркель и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) во главе с герром Шредером — набрали почти одинаковое количество голосов, а потому ни одна партия не прошла в парламент большинством. Таким образом, Меркель и Шредеру ничего другого не остается, как сформировать коалиционное правительство. Учитывая, что политические воззрения их буквально полярны, политической стабильности Германии не видать еще очень долго.

Официальные данные о голосовании еще не объявлены. Сейчас у ХДС в "запасе" есть партия сочувствующих: Свободная демократическая партия (СДП). К 35,2% голосов, которые были отданы за Меркель, при сотрудничестве с СДП партия ХДС получит еще 9,8% голосов. Но и этого мало для создания независимого от Шредера правительства. При таком раскладе Меркель набирает 286 мест в Бундестаге вместо необходимых 300 мандатов. В свою очередь СДПГ консолидирован с Партией "зеленых", которые набрали 8%. Объединение предоставит СДПГ право на обладание 273 местами в Бундестаге, однако это Шредеру кресло канцлера не вернет.

В Варшаве все спокойно

В минувшее воскресенье, 22 сентября, Польша также переживала парламентские выборы. Накануне выборов большинство мест в парламенте между собой делили две партии: Право и справедливость и Гражданская платформа. А в течение четырех лет главенствовавшая в Сейме Партия левых демократов (ПЛД) осталась в аутсайдерах, получив минимальное число голосов. Поляки отказались голосовать за ПЛД из-за коррупционных скандалов, нередко сотрясавших парламент на протяжении этих лет.

Лидеры Гражданской платформы основывали свою предвыборную кампанию на радикальных налоговых реформах. По их мнению, это должно стимулировать экономику, а, следовательно, уменьшить безработицу, которая на сегодня составляет 18% и является самой высокой в Европе. Учитывая опыт соседней Словакии, Платформа предлагает ввести единый 15-процентный налог на доходы физлиц и юрлиц, а также 15% НДС. Эту позицию раскритиковала ПЛД, заявив, что таким образом приверженцы налоговой реформы каким-то образом "будут обирать бедных". Платформа, кстати, также предлагает частично приватизировать систему здравоохранения: по их мнению, это улучшит качество медицинских услуг и еще больше продвинет Польшу в Европу.

Гражданская платформа и Право и справедливость уже обсуждают создание коалиционного правительства, благо, их партийные программы несильно отличаются друг от друга. Обе партии выступают за снижение налогового бремени и повышение социальных выплат. Возможно, премьером станет Ян Рокита из Гражданской платформы, а первым вице-премьером — Ярослав Кашински, лидер Права и справедливости. А вскоре после парламентских выборов в стране пройдут выборы президента. Одним из самых вероятных победителей называют Дональда Туска, лидера Гражданской платформы. Ему в спину дышит Лех Качинский, который вместе со своим братом Ярославом возглавляет партию Право и справедливость. Расклад сил в политической жизни Польши ясен: две партии поделят между собой премьерские и президентское кресла.

В отношении Украины ничего не меняется

В отношениях Украины и Польши ротация во властных коридорах Варшавы вряд ли что-то изменит. По мнению Валерия Чалого, директора международных программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова, изменений в отношениях Польши и Украины не предвидится.

"Польские и украинские политики настолько хорошо знакомы и прогнозируют действия друг друга, что дефицита общения не будет, — утверждает он. — В интересах Польши приближать Украину к ЕС. Скорее, Украине следует опасаться ослабления позиций самой Польши в Евросоюзе, чем ее заинтересованности в нашей стране. А положение Польши в ЕС будет напрямую зависеть от новых политиков". Как бы там ни было, приход к власти коалиции Туска только на руку Украине: партия Гражданская платформа придерживается правых взглядов во внешней политике, она открыта для трансатлантического диалога. "Думаю, отныне усилится поддержка со стороны Польши по вступлению Украины в НАТО", — резюмировал Чалый.

Он также считает, что вряд ли будет отменена предварительная договоренность о создании энергетического консорциума между Польшей и Украиной. Подписание запланировано на начало октября, когда Украину посетит с визитом президент Польши. Будет это нынешний президент Александр Квасьневский или новоизбранный — неважно. По мнению Валерия Чалого, смена президента не повлияет на планы Польши.

В свою очередь, в ближайшие месяцы Германия будет занята решением своих внутриполитических проблем. Немецкий политолог Александр Рар считает, что "никаких мощных инициатив на внешнеполитической арене, тем более направленных на расширение ЕС, Германия в ближайшее время предпринимать не будет". По его мнению, в сложившейся ситуации политикам Германии будет не до лоббирования интересов вступающих в ЕС стран, переговоров с Турцией или активизации процесса вступления Украины в Евросоюз.

Украинский политолог Михаил Погребинский согласен с немецким коллегой. "Если бы Меркель получила карт-бланш на свою политику, скорее всего, немцы бы решили выступать на стороне поляков в вопросе вступления Украины в ЕС, поскольку меньше всего сторонники ХДС хотели бы видеть в Евросоюзе Турцию", — говорит он. По его мнению, немцы бы подали четкий сигнал относительно вступления Украины в ЕС в случае победы Меркель. В отличие от своего конкурента Герхарда Шредера, она — ярая противница вступления в ЕС Турции, поэтому "украинский вопрос" в этой ситуации пришелся бы очень кстати. Однако, учитывая необходимость представителей ХДС считаться с интересами партии Шредера, подвижек в присоединении Украины к ЕС не ожидается. "Я не думаю, что что-либо изменится, — говорит Погребинский. — Немцы по-прежнему довольно неопределенно будут говорить о европейских перспективах Украины, особенно глядя на нашу собственную неразбериху во власти".

Зато временный поверенный посольства Германии в Украине Йоханнес Регенбрехт говорит, что отношения Украины и Германии всегда характеризировались высоким уровнем стабильности и предсказуемости, поэтому "вне зависимости от политической окраски Германии, страна будет оставаться надежным партнером Украины. Поэтому каждое новое Федеральное правительство будет способствовать дальнейшему развитию отношений двух стран", — говорит он.