Бюджет не вынесет

Повышение цен на газ и электроэнергию приведет к тому, что тарифы на коммунальные услуги могут вырасти в несколько раз. Правительство, которое одним из своих приоритетов называло социальную защиту населения, может не найти для этого бюджетных средств
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Повышение цен на газ и электроэнергию приведет к тому, что тарифы на коммунальные услуги могут вырасти в несколько раз. Правительство, которое одним из своих приоритетов называло социальную защиту населения, может не найти для этого бюджетных средств

НКРЭ (считай правительство) собирается к началу 2007 года выйти на экономически обоснованную цену газа для населения, которая достигнет 424 грн. за тысячу кубометров. Учитывая, что уже с 1 июля текущего года население должно будет платить 414 грн., главные скачки цен и тарифов ожидают население в ближайшее время.

У правительства Украины, НКРЭ и "Нафтогаза" как субъекта хозяйствования имеются свои аргументы в пользу повышения цен. Но все дело в том, что санкционировать повышение цен на энергоресурсы для потребителей в правительстве решились, а вот смогут ли министры нести ответственность за последствия своего решения, остается вопросом.

Прежде всего, как сообщил начальник департамента государственной социальной защиты населения Минтруда Виталий Мужчинин, сегодня используют программу жилищных субсидий почти 300 тысяч семей (3,9% от общего количества семей в Украине). По прогнозам министерства, до декабря 2006 года в условиях двухступенчатого повышения цен на коммунальные услуги за жилищными субсидиями обратится около 1,5 млн. семей — в пять раз больше нынешнего количества.

Начальник управления социальной защиты Федерации профсоюзов Украины Галина Галиусова говорит, что любое повышение цен должно сопровождаться адекватными мерами по защите социальных прав граждан. По официальным данным, 58% населения имеют доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, причем этот минимум явно занижен, по мнению ФПУ. Кроме этого, официально считаются бедными 28,7% населения. При таких показателях бедности субсидиями пользуются менее 4%, что позволяет поставить под сомнение эффективность программы жилищных субсидий. Федерация профсоюзов Украины (ФПУ) подала ряд исков против НКРЭ и Минюста в Хозяйственный суд Киева в связи с повышением цен на газ и электроэнергию. Профсоюзы требуют приостановить все решения до тех пор, пока не будет доказана их обоснованность.

Сколько нужно денег

Увеличение в несколько раз количества людей, подпадающих под программу жилищных субсидий, означает, что в несколько раз нужно увеличить бюджетное финансирование этой программы, чтобы компенсировать затраты коммунального хозяйства. По словам министра труда и социальной политики Ивана Саханя, в случае повышения цены на газ, для обеспечения льгот понадобится дополнительно от 1,2 до 1,5 млрд. грн. Но главным остается вопрос, из каких источников правительство сможет привлечь необходимые средства.

По мнению научного сотрудника Института экономических исследований и политических консультаций Наталии Лещенко, при существующем дефиците бюджета, чтобы найти дополнительные средства для финансирования программы жилищных субсидий, нужно либо использовать т. н. стабилизационный фонд, либо привлекать заимствования.

Чтобы привлечь средства из стабилизационного фонда, необходимо вносить изменения в закон о государственном бюджете. Парламент не работает, скоро каникулы. И к тому же законопроект должен вносить Кабинет Министров, существование которого на данный момент призрачно. Привлечение же заимствований для финансирования текущих обязательств создает угрозу фискальной стабильности. В любом случае, считает Наталия Лещенко, эти деньги необходимо найти, потому что если переложить все расходы на коммунальные хозяйства, то вместо инвестирования в развитие своей инфраструктуры, они будут направлять средства на выполнение социальных обязательств, за которые они не должны нести ответственности.

Все склоняется к тому, что деньги могут взять из стабилизационного фонда. Но самое интересное, что никто толком не знает, сколько, собственно, средств находится в этом фонде. Соответствующий запрос был направлен в Минфин, но, к сожалению, в министерстве не нашли времени на него ответить.

По словам эксперта Международного центра перспективных исследований Наталии Старостенко, непонятно, каким образом стабилизационный фонд выделен в бюджете, так как в отчетах Государственного казначейства средства от приватизации отражены на счете "Фінансування за активними операціями" и используются для финансирования бюджетного дефицита.

Такое использование средств стабилизационного фонда противоречит как обозначенным в законодательстве целям его создания, так и мировому опыту функционирования таких фондов. Предназначение стабилизационного фонда заключается не в покрытии текущих обязательств правительства, на которые не хватает бюджетных денег, а для срочных стабилизационных выплат, например, в случае девальвации гривни и роста внешнего долга.