Бойцы невидимого фронта

Начавшийся несколько лет назад бум возведения мини-НПЗ увенчался незначительным распространением продукции заводов на региональных рынках и стремительным ростом подпольных производств. Мини-НПЗ все еще рентабельны, но низкое качество их продукции не позво

Начавшийся несколько лет назад бум возведения мини-НПЗ увенчался незначительным распространением продукции заводов на региональных рынках и стремительным ростом подпольных производств. Мини-НПЗ все еще рентабельны, но низкое качество их продукции не позволяет выйти на всеукраинский рынок

На сегодняшний день совокупно легальные и нелегальные мини-НПЗ обеспечивают треть рынка нефтепродуктов — таковы данные НТЦ "Психея". Теоретически эти заводы способны занять нишу на украинском рынке, возникшую в связи с простоем трех крупных НПЗ. Другой вопрос, что качество готовой продукции оставляет желать лучшего — производители, выбирая между высокой прибылью и качеством, склоняются к первому, продукция выпускается без сертификатов. "Конечно, некоторые имеют свое ТО, которое приближается к ГОСТу, но все равно качество "гуляет", — говорит начальник отдела мониторинга центра "Психея" Татьяна Дубосарская. Обычно мини-НПЗ выпускают топливо не в конечном виде, а как компонент для дальнейшей переработки: прямогонную бензиновую фракцию (для повышения октанового числа производится сепарация с высокооктановыми добавками), дизельную фракцию, мазут. Некоторые мини-заводы, созданные "под заказчика", производят специфические продукты — "нефрас", "бензин-калоша", предназначенные для машиностроительной и химической промышленности.

Сырьевые неурядицы

Газовый конденсат является основным сырьем для мини-НПЗ, так как он дает больший, нежели нефть, выход светлых фракций. Его поставка является и главной проблемой малотоннажных заводов. Так, открыв интернет-сайт ЗАО "МТН-Полтава" (Затуринский мини-НПЗ), кроме названия предприятия и контактного адреса электронной почты, можно увидеть лишь одну фразу — "Приобретем газовый конденсат". "Конденсат — это очень дефицитный продукт, его с удовольствием выкупает "Укргаздобыча" на Шебелинском НПЗ", — комментирует Виталий Давий, эксперт консалт-компании Upeco. Поэтому найти его для мини-НПЗ можно, лишь имея хорошие связи, или у частных компаний, которые его добывают недалеко от завода, резюмировал специалист. Таким образом, те, кто построил малотоннажный завод неподалеку от скважины и договорился с добытчиками сырья, могут не переживать за свой бизнес. Невысокие производственные затраты позволяют работать с рентабельностью около 20%. Очевидно, что выгоднее всего устанавливать мини-НПЗ непосредственно компаниям, разрабатывающим нефтяные и газоконденсатные месторождения. "Это такое стратегическое сырье. Его, в принципе, должны покупать только на аукционе. Но аукционов у нас уже давно не было",— говорит Татьяна Дубосарская. По ее данным, на сегодняшний день предлагает конденсат единственная фирма по цене 2500 грн. за тонну.

История двух проектов

Еще 3-6 лет назад малотоннажные нефтеперерабатывающие установки считались особо прибыльным бизнесом — рентабельность достигала 35%, а окупался проект в течение 1-1,5 года. На волне популярности было возведено около двух десятков легальных малотоннажных НПЗ. Большинство таких предприятий перерабатывает в год несколько десятков тысяч тонн нефти и газового конденсата, однако встречаются и довольно крупные объекты. Одним из заводов, довольно скоро сбросившим приставку "мини", стала "Азовская нефтяная компания": изначально ее мощность не должна была превышать 300 тыс. тонн, однако сейчас, по словам представителя АНК, завод способен перерабатывать 1 млн. тонн нефти в год. Начиналось сооружение завода в 2003 году на территории нефтебазы "Мариупольнефтепродукт" при сотрудничестве украинских и американских инвесторов. Вскоре после запуска проекта инвесторы не поделили право управления компанией и стали усердно пытаться исключить друг друга из состава учредителей. Судебные тяжбы до сих пор рассматриваются в судах Мариуполя, Донецка и Донецкой области, что, тем не менее, не помешало АНК успешно наладить производство и сбыт продукции.

Меньше повезло Луцкому мини-НПЗ — компании "Нафтопол-Украина": его строительство длится с 2001 года. Разработчики проекта, заявив о подготовке к запуску более четырех лет назад, имели амбициозные планы — заставить потесниться крупные НПЗ. Мощности завода, согласно проекту, составляют 120 тыс. тонн сырья в год, но в перспективе допускалось увеличение переработки до 1 млн. тонн. Проект по-своему уникален для Украины, т. к. предусматривает переработку смеси нефти и отработанных масел с использованием экологически чистых технологий. Завод предполагалось построить и запустить в течение трех лет, но один из партнеров — польская фирма "Нафтопол С. А." — вышел из проекта в одностороннем порядке, и теперь уже больше года украинские партнеры ищут инвестора, готового вложить 4,5 млн. грн., необходимых для запуска установки. По словам руководителя проекта Романа Чайковского, вложения окупятся за три года, а рентабельность производства, согласно проекту, составит 19%.

Вне закона

В последние годы множится количество подпольных нефтеперерабатывающих установок. В основном нелегальные заводы производят дизтопливо и бензин А-76, для сепарации бензина на установках используются присадки, которые, по всей видимости, не составляет труда приобрести или соорудить самостоятельно. А хозяин одного из выявленных в прошлом году налоговыми органами подпольного цеха по производству горюче-смазочных материалов, расположившегося в Запорожье на территории научного института, ухитрялся получать на кустарном оборудовании 92-й бензин. С сырьем у нелегалов проблем нет — зачастую его просто воруют из близлежащих нефтепроводов или непосредственно месторождений, а некоторые даже пользуются железнодорожными поставками газового конденсата.

Распространение нелегальной деятельности в сфере нефтепереработки привело к чрезмерному контролю госорганов за работой всех мини-НПЗ. По словам Давия, переработчики жалуются на частые проверки, мешающие нормальной деятельности предприятий. "Имея даже технические условия, регламент на производство нефтепродуктов, они (мини-НПЗ — Ред.) сталкиваются с проблемами, где их обвиняют в производстве каких-то некондиционных продуктов. То есть понятие мини-НПЗ у нас неизменно ассоциируется с понятием "бадяжники", — говорит Давий. И все же основания для внимания даже к самым "порядочным" НПЗ есть: СБУ констатирует наличие определенного количества малых заводов, занимающихся "полузаконной" деятельностью — предприятия просто не проводят через бухгалтерию полные объемы своей переработки.

Справка

Мини-НПЗ считается установка, способная перерабатывать до 500 тыс. тонн сырья в год. Оборудование может быть как зарубежное, так и отечественное: среди украинских производителей — НПО им. Фрунзе, Черновицкий машиностроительный завод и другие. Сооружение небольшого нефтеперерабатывающего завода может стоить от 100 тысяч до нескольких миллионов долларов