Большой бизнес идет в большой спорт

Депутаты и чиновники хотят, чтобы эта тенденция распространилась и на Украину. Спортивная индустрия уже давно заняла достойную нишу в мировой экономике. К примеру, зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити принесла организаторам прибыль в размере $1,3 млрд. Пеки

Депутаты и чиновники хотят, чтобы эта тенденция распространилась и на Украину.

Спортивная индустрия уже давно заняла достойную нишу в мировой экономике. К примеру, зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити принесла организаторам прибыль в размере $1,3 млрд. Пекин, где пройдет Олимпиада 2008 года, ожидает прибыль около $16 млрд. "Прибыль от реализации билетов в Афинах превышает показатель предыдущих Олимпиад", — сказал исполнительный директор Оргкомитета "Афины-2004" Мартон Симицек.

Движущим фактором в развитии спортивной индустрии являются крупные мировые корпорации, для которых поддержка спортивных мероприятий стала главной составляющей маркетинговой стратегии. Ежегодно мы наблюдаем, как крупнейшие производители спортивной одежды — Adidas, Nike, Reebook — соревнуются в бюджетах на поддержку спортивных мероприятий, привлекают в рекламные кампании звезд мирового спорта.

Компании, работающие на украинском рынке, также стараются не отставать от мировых тенденций. Говорит глава Комитета по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма Екатерина Самойлик: "Мы неоднократно призывали бизнес активнее заниматься развитием спорта, мы предлагали законодательно оформить подобную помощь. Мы приветствуем такие компании, как ТНК, Coca-Cola, которые поддерживают спорт".

В 2003 году были сформированы автомобильные команды MacCoffee Rally Team и команда "THK-Украина Racing", последняя, обладающая двумя болидами "Формулы-1600", активно участвует в чемпионатах Украины по кольцевым автогонкам, а также чемпионатах стран СНГ. Интерес ведущих компаний к автоспорту совсем не случаен, ведь именно этот вид спорта уже два столетия является главным движущим фактором в развитии технологий автомобилестроения. "Бурная эволюция в автомобилестроении происходит благодаря автоспорту", — считает народный депутат Украины Евгений Червоненко, в прошлом — многократный чемпион Украины, победитель и призер чемпионата Европы, чемпион Спартакиады народов СССР, чемпион СССР по автомобильным гонкам. К слову, еще в 1987 году он создал первую в Украине профессиональную гоночную команду.

Юрий Павленко, член Комитета по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма говорит: "Автомобильный спорт на сегодня развивается благодаря выходу на рынок автомобильных и нефтяных компаний. Эти компании нашли энтузиастов и фанатов. Все это приводит к тому, что находятся средства для инвестирования в инфраструктуру: стадионы, автомобили и другие атрибуты".

Однако, несмотря на усилия отдельных компаний, солидные инвестиции большого бизнеса в спорт Украины не стали массовым явлением. "Спортивная тематика — это не использованный украинскими компаниями рекламный инструмент", — уверена маркетолог Ксения Зажигина.

Юрий Павленко, например, вспоминает отечественного производителя грузовых авто — АвтоКрАЗ. "Маркетинг компании слабоват, и поэтому Украина не представлена в таких престижных спортивных соревнованиях, как скажем, ралли Париж — Даккар. Как известно, компания выиграла солидный иракский контракт ($78 млн. — такова общая стоимость КрАЗов и УАЗов, которые будут поставлены Украиной до 2006 года для иракской армии. — ред.). Если руководство АвтоКрАЗа решит участвовать в ралли, это станет лучшим подтверждением надежности украинских автомобилей".