Член ГКЦБФР Сергей Бирюк: "Закон приняли, когда этого потребовал рынок"

В Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку считают, что принятый Закон "О ценных бумагах и фондовом рынке" существенно улучшит регулирование фондового рынка. В то же время Госкомиссия надеется на то, что парламент вскоре примет также законы об акци

В Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку считают, что принятый Закон "О ценных бумагах и фондовом рынке" существенно улучшит регулирование фондового рынка. В то же время Госкомиссия надеется на то, что парламент вскоре примет также законы об акционерных обществах, институтах совместного инвестирования, о производных ценных бумагах и национальном депозитарии. Об изменениях в законе рассказывает один из его авторов, член ГКЦБФР Сергей Бирюк.

- Какие нормы нового закона вы считаете наиболее важными?

- Во-первых, это четкая регламентация выпуска многих инструментов. Здесь указывается, как должны выпускаться, обращаться и погашаться ценные бумаги отечественных эмитентов. Во-вторых, прописывается механизм частных и публичных размещений. Это, как нам кажется, поможет решить ряд проблем в работе закрытых и открытых акционерных обществах. У нас более 61% акционерных обществ имеют в своем составе менее 100 акционеров. В-третьих, документ решает вопросы профессиональной деятельности участников в части управления на рынке ценных бумаг. Это защитит клиентов и их средства, переданные в управление. Ведь у нас на сегодняшний день около 45% управляемых торговцами сумм получаются на "ничейной" ответственности. В-четвертых, закон четко регулирует условия раскрытия информации, где ключевое место играет Госкомиссия. Мы теперь будем обязаны бесплатно и полно предоставлять информацию обо всех акционерных формах собственности. Тем более закон очень тесно связан с подготовленными проектами законов о деривативах и акционерных обществах.

- Как вы оцениваете нововведения, которые касаются понятия "инсайдерская информаця"?

- Инсайдерская информация существует испокон веков, но в Англии соответствующий закон о ее защите появился только 1972 году. Закон приняли, когда рынок этого потребовал. Зачем сейчас все досконально прописывать, когда это может стать не в помощь рынку, а в чем-то даже помешает. Да и вряд ли его будут исполнять в таком случае. Наш рынок еще не готов для возможности установления строгого контроля за инсайдерской информацией.

- Что должна регулировать норма закона о рекламной информации на фондовом рынке?

- Основная его задача в отделении той информации, которая подлежит официальному обнародованию, от реальной рекламы эмитента, его бумаг, профессиональной деятельности.

- Как будут дальше развиваться события в сфере организации торговли на фондовом рынке, когда торгово-информационные системы и биржи уравнены в правах?

- Я думаю, биржевого лобби с целью возврата прежнего положения вещей не будет. Они сами жаловались, что ПФТС работает по каким-то привилегированным условиям, вот закон всех и уравняет в статусе биржи. А здесь уже пускай победит сильнейший.

- Но у ПФТС с ее долей рынка все равно будут преимущества?

- В 2001 году у ПФТС было 50% рынка, а у УМВБ — 30%. Сейчас у ПФТС — 84%, УМВБ– 1%, а у раньше никому не известной УФБ- около 12% рынка. Тут работают исключительно рыночный законы, и на коне тот, у кого действительно лучшие методы работы. Если биржи-аутсайдеры предложат более выгодные условия, они отвоют и свою долю рынка.

- Закон будет сопутствовать консолидации бирж и их физическому объедению?

- Должен бы. Такого количества таких бирж нам не нужно. Организаторы торговли уже сами пытаются решить вопрос объединения, но пока их намерения не подкреплены конкретными шагами. Но речь здесь не идет о принудительном поглощении, все должно происходить добровольно — это четкая позиция Госкомиссии.

- С этой же целью в законе были ужесточены требования по уставным капиталам?

- Это, кстати, было предложение самих организаторов торговли. УМВБ вообще предлагала заложить в закон требования в 3 млн. евро и 6 млн. евро. Инициатива была одобрена Национальной ассоциацией бирж Украины. Мы не лоббировали чьи-то интересы и вообще придерживаемся мнения, что необходимо постепенное увеличение требований к "уставникам" всех участников рынка, как это происходит в других отраслях.

- Не планируется ли вводить какие-то требования относительно объемов торговли?

- Требовать необходимо совсем другого, нежели определенных объемов торгов, например, их регулярности. В Германии на сегодня 18 бирж, и среди них есть такие, которые имеют очень низкие обороты, но работают регулярно, в результате чего клиент имеет возможность прийти на биржу и торговать. Это всех устраивает. Но у нас есть биржи, которые работают по полдня, а такого быть не должно.

- Проходило ли обсуждение проекта закона среди участников рынка?

- Да. Более того, в обсуждении принимали участие все саморегулируемые организации рынка.

- Как вы считаете, что еще осталось недоработанными в данном законе?

- Недоработки присутствуют всегда. Но чего я бы хотел искренне, чтобы не было большого разрыва между принятием этого закона, изменениями в Законе "О Национальной депозитарной системе", законом о производных ценных бумагах, акционерных обществах и институтах совместного инвестирования. Одновременное существование этих законов сможет создать единственную, так необходимую рынку систему регулирования.

- На каком этапе находится подготовка этих важных законов?

- На данный момент Закон "О ценных бумагах и фондовом рынке" уже практически прошел. На втором чтении в Верховной Раде находится закон "Об институтах совместного инвестирования", и только позавчера рабочая группа закончила подготовку новых предложений к тому закону. Мы также вчера внесли в Кабинет Министров доработки к Закону "О Национальной депозитарной системе Украины" и в начале этой недели провели заседание касательно подачи проекта закона "О производных ценных бумагах" на экспертизу. Работа кипит, невзирая на предвыборную лихорадку.