Даешь компенсацию!

Принятый 2 июня Закон относительно компенсации вкладов в Сбербанке СССР предусматривает увеличение госдолга страны почти в три раза. Депутаты предлагают также взять деньги из золотовалютных резервов НБУ или выпустить на всю сумму гособлигации, попутно обя

Принятый 2 июня Закон относительно компенсации вкладов в Сбербанке СССР предусматривает увеличение госдолга страны почти в три раза. Депутаты предлагают также взять деньги из золотовалютных резервов НБУ или выпустить на всю сумму гособлигации, попутно обязав коммерческие банки их покупать

2 июня абсолютное большинство парламентариев поддержало законопроект, которым предусматривается отнесение денежных сбережений граждан, помещенных в период до 2 января 1992 года в учреждения Сбербанка и Госстраха СССР, к внутреннему госдолгу. При расчете суммарной задолженности государства по выплатам компенсаций вкладчикам авторы законопроекта используют сумму, представленную еще в Законе "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины" от 21 ноября 1996 года — 130 млрд. грн. С 1997 по 2004 год государство выплатило только 1,947 млрд. грн. компенсаций.

Если данный закон подпишет Президент, государственный долг возрастет более чем втрое, а соотношение общего госдолга Украины к ВВП достигнет рекордной величины — около 70%. В таком случае при выходе на внешний рынок заимствований придется надеяться только на то, что внешние кредиторы серьезно не воспримут проводимые украинским парламентом "манипуляции" с сумами госдолга. Напомним, что сегодня показатель "госдолг/ВВП" составляет 25%. Помимо увеличения внутреннего госдолга законопроектом предусмотрен и граничный размер ежегодных компенсационных выплат в сумме не менее 0,5% ВВП за предыдущий год и 10% от годового прироста ВВП. Выплаты компенсаций должны осуществляться с 2005 года и исключительно в денежной форме.

Данная норма одобренного законопроекта идет вразрез с предыдущим решением парламента о выделении 6 млрд. грн. бюджетных средств в 2005 году на компенсации вкладчикам путем списания их задолженности по коммунальным услугам. Депутаты повысили сумму компенсационных выплат примерно на 3 млрд. грн. (с 6 млрд. грн. до 9 млрд. грн.) благодаря значительному приросту ВВП в прошлом году. В то же время авторы законопроекта не упомянули источники изыскания дополнительных средств в бюджет.

Впрочем, восполнить столь существенный пробел могут авторы других законопроектов, где предлагается использовать для компенсации средств вкладчиков даже золотовалютные резервы Нацбанка. Согласно двум предложенным законопроектам, на выплаты компенсаций вкладчикам предусмотрено использование от 25% превышения размеров золотовалютных резервов над $10 млрд. и до 50% годового прироста резервов.

Законопроектом, предложенным Народной партией Украины, предлагается ежегодно относить на госдолг только ту часть гособязательств по выплатам компенсаций, которая составляет не менее 1,5% ВВП в соответствии с расчетной суммой в законе о госбюджете на соответствующий год. Так, размер компенсаций, в соответствии с прогнозами размера ВВП от Минэкономики, за 2006-2007 годы может составить 9 млрд. грн., за 2008 год — 10,4 млрд. грн. Таким образом, полностью задолженность по компенсациям в размере 130 млрд. грн. должна быть выплачена в 2018 году.

В самом механизме осуществления выплат посредством выпуска компенсационных облигаций заложена настоящая "бомба" в виде предложения выпустить на всю сумму долга гособлигации. Вкладчики советского Сбербанка, достигшие 80-летнего возраста, смогут получить деньги по государственным компенсационным облигациям с соответствующим термином обращения уже в 2006-2007 годах. Другие вкладчики могут погасить свои облигации с учетом дисконта, установленного Нацбанком, в коммерческом банке.

По мнению вице-президента АУБ Антонины Паламарчук, реализация данной схемы угрожает подрывом доверия вкладчиков ко всей банковской системе — у банков просто не будет средств для выплаты денег собственникам этих государственных бумаг. Как считает заместитель председателя правления АКБ "Укрсоцбанк" Надежда Березовик, даже крупнейшие банки Украины в лучшем случае смогут выкупить облигаций на сумму в несколько десятков миллионов даже при условии получения рефинансирования от Нацбанка под данные ценные бумаги. Оставшиеся ценные бумаги на руках вкладчиков рискуют превратиться в "фантики".

В случае, если Нацбанк предоставит рефинансирование, возможен вариант, когда все облигации выкупит НБУ, что спровоцирует значительную денежную эмиссию и как следствие гиперинфляцию. Нисколько не лучше и предложенный законопроектом вариант использования вкладчиками облигаций на покупку промышленных товаров. Дело в том, что предприятия не обязаны принимать эти облигации у населения, так же, как банки впоследствии не обязаны оказывать кредитные услуги предприятию, предоставившему компенсационные облигации в качестве залога.

Тем не менее, автор законопроекта народный депутат Екатерина Фоменко настроена вполне оптимистически, заявляя, что уже есть десяток банков, готовых работать по этой схеме. Правда, пока из числа "сочувствующих" Народной партии.