"До переезда мы сменили половину управленческой команды", — рассказывает генеральный директор группы компаний "Сармат" Сергей Калинин

Тенденция к переносу центральных офисов в столицу в последнее время не так заметна — казалось бы, все, кто хотел переехать, сделал это еще пару лет назад. Ан нет, совсем недавно перенос дирекции в Киев осуществила пивоваренная группа "Сармат" — теперь у г

Тенденция к переносу центральных офисов в столицу в последнее время не так заметна — казалось бы, все, кто хотел переехать, сделал это еще пару лет назад. Ан нет, совсем недавно перенос дирекции в Киев осуществила пивоваренная группа "Сармат" — теперь у группы просторный офис в одном из столичных бизнес-центров

— До сих пор у вас был офис в крупном региональном центре. Почему было принято решение о переносе центрального офиса группы "Сармат" в Киев?

— Если заглянуть в историю, восемь лет назад "Сармат", как и большинство других украинских пивоваров, выходил на рынок как региональный игрок. Пиво производилось на локальном заводе в Донецке. Со временем наша торговая марка получила поддержку в других регионах, следовательно возникла необходимость продвигать ее вне Донецкой, Харьковской и Луганской областей. Постепенно вырисовалась перспектива создания национального бренда, которым "Сармат" стал четыре года назад. С каждым годом доля продаж "домашнего" региона в общем бизнесе уменьшалась, в то время как доля других областей росла. Особенно ярко эта тенденция выразилась в текущем году: сейчас продажи на Западной Украине каждый месяц растут в несколько раз. Поэтому было принято решение, что для нас актуально иметь корпоративный центр и центр управления компании в месте, которое имеет центральное экономическое, политическое и административное расположение — в Киеве. Для нас очень важно позиционирование "Сармата" как национального производителя. Мы активно работаем с различными финансовыми институтами, банками, аудиторскими компаниями, большинство наших партнеров бывает в Киеве гораздо чаще, чем в Донецке, поэтому если смотреть с точки зрения логистики, гораздо удобнее собирать наших партнеров и проводить переговоры здесь, чем просить их раз в полгода приехать в Донецк.

— При таких масштабных перемещениях, как правило, возникает разрыв в работе, который может негативно сказаться на прибыли компании. Из вашего опыта — как сократить этот разрыв до минимума?

— В нашем случае все просто — первые несколько месяцев мы оставляем два центральных офиса. Есть календарь переезда, согласно которому перемещаются сотрудники. Часть ключевых сотрудников уже переехала, остальные пока что остаются "на хозяйстве" в Донецке. Естественно, за один день снять весь менеджмент и перевезти в другой город невозможно. Мы рассчитываем завершить переезд к 1 октября. Второй важный момент — чтобы процесс переезда минимально сказался на работе дирекции, нужно, чтобы физическое местонахождение людей не имело большого значения. В этом помогают современные технологии. У всего топ- и среднего менеджмента группы ГК "Сармат" есть GPRS, поэтому почту они могут читать находясь в любом городе. На самом деле есть разница между тем, завязаны ли все бизнес-процессы в компании на заводской площадке или предполагается корпоративный центр, который сосредоточит в себе управление этими процессами. Мы решили вопрос следующим образом: внутри структуры юридически выделили так называемую дирекцию группы "Сармат", переместили ее официально в Киев, и все бизнес-процессы, HR-департамент, supply chain, финансовый и IT-департаменты, все процессы управления компанией замкнули на Киеве.

— При подобных переездах всегда возникают вопросы с кадрами. Довольно сложно бывает "сорвать" человека с привычного места и перевезти в другой город. Ключевым специалистам может понадобиться материальная компенсация, дополнительные мотивационные пакеты. Как вы решали вопросы перемещения ваших сотрудников?

— Конечно, есть мнение, что все мечтают работать в Киеве, но это не так — очень многим нравится в том же Донецке или Днепропетровске. Вы знаете, мы изначально поменяли около 50% управленческой команды в группе "Сармат", причем одним из главных критериев при приеме на работу менеджеров высшего и среднего звена была мобильность. Я сам и все мои подчиненные следуем теории, что без мобильности карьеру не сделать. Люди, которые согласны всю жизнь оставаться на том же уровне, на который их берут на работу, нам не интересны. Поэтому "легкость на подъем" — один из основных вопросов при приеме на работу или при решении, развивать того или иного сотрудника или нет. Мы категорически против мотивации людей при переезде исключительно деньгами или другими материальными ценностями. У человека должно быть четкое понимание, что его дальнейшая карьера будет строиться в зависимости от того, насколько он сам готов переезжать сегодня в Киев, завтра в Одессу, через несколько лет в Америку, возможно — кто знает. Ни у кого, с кем мы вели переговоры о переезде, возражений не возникло. Зарплату при переезде мы никому не повышали, но в индивидуальном порядке принимали решение о компенсации квартиры.

— Вы сказали, что ощутимого разрыва в работе не было — значит, вам наверняка понадобилась длительная подготовка и планирование процесса переезда. Вы осуществляли его самостоятельно или с помощью внешних консультантов?

— Процесс подготовки к переезду длился около четырех месяцев — решение было принято в конце мая. Переезд осуществлялся самостоятельно, у нас достаточно квалифицированные сотрудники. Я очень благодарен нашему директору по персоналу за то, что он грамотно организовал процесс перевода сотрудников, финансовому директору, которая очень активно и успешно вела переговоры с арендодателями, фактически, у нас были проджект-менеджеры по этому направлению.

— Как отнеслись ваши партнеры к перемещению дирекции в Киев? Возникали ли сложности с оповещением их о переезде?

— По большому счету, все партнеры компании делятся на две категории: поставщики и потребители. В отношениях с нашими потребителями ничего не изменилось, поскольку call-центр остался в Донецке и переезжать не будет, номер его не изменился. У нас около 12 общенациональных номеров оптоволоконной связи, поэтому потребителям все равно, откуда звонить, и они даже не знают, где находятся операторы. Что касается поставщиков, то мы просто оповестили их, что с определенной даты нас нужно искать в Киеве. Поставщики услуг (консалтинговые, аудиторские компании), поставщики оборудования, практически все имеют офисы в Киеве. Поставщики сырья, в свою очередь, находятся, как правило, в региональных городах, и им все равно, где располагается наша дирекция.

— Перемещения офиса, как правило, требуют значительных затрат на оборудование и технологии. Что изменилось в IT-структуре вашей компании?

— Во-первых, мы сменили домен sarmat.donetsk.ua, завязанный на городскую инфраструктуру, на sarmat.ua — домен национального уровня. С точки зрения применения IT-технологий, мы одна из передовых производственных компаний в Украине. С 1 сентября у нас заработала система Frame Relay — IT-система стоимостью несколько сотен тысяч долларов, которая позволяет завязать все офисы и все предприятия группы в единую сеть. У нас порядка 14 региональных офисов и шесть заводских площадок, и все они будут объединены через выделенные оптоволоконные интернет-каналы в течение двух месяцев. Таким образом, я могу звонить по всем номерам нашей группы, используя всего четыре цифры. То же самое касается почты — уже сейчас готовится база контактов всех сотрудников нашей фирмы, которая будет изложена на внутреннем сайте. Сотрудники компании, имеющие доступ в сеть, могут найти там прямой адрес любого другого сотрудника. У нас два общих сервера, один из которых находится в Донецке, второй в Киеве, сеть для корпоративной почты. Эту систему мы строили последние четыре месяца с пониманием того, что хотя наш корпоративный центр находится в Киеве, нам нужно связать все площадки и все региональные офисы в единую сеть. 1 сентября эта система была успешно внедрена в Луганске. Следующей будет Полтава, потом Донецк и Киев. Мы инвестировали средства в эту систему, поскольку считаем, что качество коммуникаций между сотрудниками — один из основополагающих факторов качества управления, да и в целом положительно повлияет на капитализацию компании, на стоимость бизнеса.