Дружковский машзавод: от возрождения

5 июля Дружковский машиностроительный завод широко отметил свое 110-летие. Сегодня предприятие вернуло себе лидерство на рынке производителей ГШО. Исторический путь развития завода, современное его экономическое положение и перспективы этого стратегическо

5 июля Дружковский машиностроительный завод широко отметил свое 110-летие. Сегодня предприятие вернуло себе лидерство на рынке производителей ГШО. Исторический путь развития завода, современное его экономическое положение и перспективы этого стратегического для нашей державы бизнеса, а также то, как ОАО "Дружковский машиностроительный завод" при поддержке ТПК "Укруглемаш" уверенно идет на прорыв и наращивает свои экономические показатели, — все это было в фокусе внимания на праздничных мероприятиях

Еще несколько лет назад у Дружковского машзавода было много проблем с недостатком бюджетного финансирования угольной отрасли. Ныне ситуация меняется: появились платежеспособные угольные предприятия и донецкие бизнес-круги активно возрождают крупное индустриальное производство. У Дружковского машзавода появился эффективный собственник, пришли финансовые инвестиции и новые менеджеры. При поддержке и курировании ряда важнейших направлений со стороны ТПК "Укруглемаш" завод начинает стремительно превращаться в современное динамичное предприятие. Поставлены новые стратегические цели и тактические задачи для выхода из кризиса.
5 июля 2003 года жители Донбасса с энтузиазмом встретили годовщину флагмана машиностроения Украины. Праздничная программа, кроме обычной торжественной части для приглашенных, руководства и рабочего актива завода, предусматривала выступления звезд российской и украинской эстрады с участием В. Меладзе, Т. Повалий, А. Губина и группы "Блестящие" и завершилась большим фейерверком. Все праздничные мероприятия прошли под эгидой управляющей компании ТПК "Укруглемаш".
Начало предприятию было положено 5 июля 1891 года в Париже учреждением Донецкого общества железоделательного и сталелитейного производства в Дружковке, которое и приступило к строительству завода. Закладка и освящение места строительства проведены 16 апреля 1893 года, а первая плавка состоялась 12 мая 1894 года. Основной продукцией стали рельсы. В 1898 г. бельгийское "Торецкое Сталелитейное и Механическое Анонимное общество" открыло рядом завод, а в первые годы советской власти оба завода были объединены в один — Торецкий Государственный завод.
В 1996 г. на базе машиностроительного завода создается открытое акционерное общество "Дружковский машиностроительный завод", которое освоило выпуск современной конкурентоспособной продукции для угольных предприятий. И уже в 2002 г. за высокое качество продукции завод награжден знаком качества "Вища проба".
"Сегодня ОАО "Дружковский машиностроительный завод" — крупнейший в СНГ производитель горно-шахтного оборудования, а по отдельным его видам (механизированные крепи, шахтные и горнорудные вагонетки) — монополист в Восточной Европе — отмечает гендиректор Григорий Махов, — …ассортимент продукции предприятия охватывает широкий спектр горно-шахтного оборудования: механизированные крепи и щитовые агрегаты, гировозы, рудничные аккумуляторные и контактные электровозы, вагонетки, а также оборудование подъема и механизации поверхности шахт и околоствольного двора".
В процессе критического обсуждения современных проблем машиностроительной отрасли в увязке с потребностями угольных шахт, два влиятельных угольных генерала Донбасса Сергей Кужель (ГХК "Добропольеуголь") и Зиновий Пастернак (шахта "Краснолиманская") отметили необходимость закупки украинскими шахтами угледобывающей продукции только у отечественного производителя, а также особо подчеркнули ведущую роль на этом рынке дружковских машиностроителей.
Характеризуя экономическое положение предприятия ОАО "Дружковский машиностроительный завод", стоит отметить его лидерство на украинском рынке производителей ГШО, определяющее динамику развития машиностроительной и угольной отраслей национальной экономики. На сегодня дружковский машзавод при помощи ТПК "Укруглемаш" и инновационных разработок НИИ "Донгипроуглемаш" разработал и внедрил в производство десятки видов новой продукции, успешно зарекомендовавшей себя на шахтах Украины и за ее пределами.
На предприятии реализуются два новых инвестиционных проекта: "Организация производства крупногабаритного фасованного литья" и "Организация производства механизированных крепей", дающие возможность обновить станочный парк и повысить уровень квалификации рабочих. Идет наращивание темпов производства уже освоенной продукции, ее усовершенствование; работает схема выполнения индивидуальных заказов, учитывающих особенности отдельно взятой угольной шахты.
Среди экономико-социальных показателей рост реализованной продукции составил 30,1% за 1 квартал 2003 г. (67 320 тыс. грн.) относительно 4 квартала 2002 г. (51 784 тыс. грн.). Погашены все задолженности по зарплате и перед бюджетами всех уровней. Объем инвестиций на Дружковском машзаводе составил 7 000 тыс. грн. при численности работающих 4 931 чел. (создано 1750 новых рабочих мест).
Впереди решение сложных задач: увеличение объемов производства в 2 раза, уменьшение себестоимости продукции, оптимизация управления производством и предприятием, возрождение активной работы на рынках Казахстана, России, Индии и других стран, имеющих острую потребность в надежной технике для горного дела. Залогом успешной работы на заводе видят оптимальное соединение государственной поддержки, частных инвестиций и инновационных научных разработок.

Справка
ТПК "Укруглемаш" является управляющей компанией 7 заводов угольного машиностроения Донецкой области — Дружковского, Горловского, Новгородского, Шахтинского и Каменского машиностроительных заводов, а также "Донецкгормаша" и Донецкого энергозавода. Оборот компании в 2003 году составил 1,3 млрд. грн.