ЕС советует Польше: углубить реформы, чтобы оказаться в первой волне присоединения

Несмотря на относительно высокие темпы роста экономики (4-5% в год) и ускоренное реформирование хозяйства, у Польши нет уверенности, как это было год назад, что ЕС пригласит ее без дополнительных требований присоединиться к "элитному клубу" в ближайшее вр

Несмотря на относительно высокие темпы роста экономики (4-5% в год) и ускоренное реформирование хозяйства, у Польши нет уверенности, как это было год назад, что ЕС пригласит ее без дополнительных требований присоединиться к "элитному клубу" в ближайшее время. В целом такая тревога имеет под собой основание, поскольку груз нерешенных ранее проблем в последнее время дает о себе знать в различных сферах экономики и заставляет Европейскую Комиссию проявлять жесткость к некоторым государствам-кандидатам. Украина, которая, по словам Президента Л. Кучмы, решила связать свое будущее с ЕС, должна обратить особое внимание на негативные моменты, вытекающие из экономического развития Польши и ее неуемного желания как можно быстрее интегрироваться в ЕС. Примечательно то, что успешный процесс расширения ЕС на Восток, по словам премьер- министра Е. Бузека, возможен в случае поддержки экономических реформ Евросоюзом в государствах-соседях — Украине и России

Польша

Территория — 311, 9 тыс. кв. км

Население — 38,7 млн. чел.

ВНП — $155,8 млрд. (618 млрд. злотых, 1999 г.), (по предварит. расчетам в 2000 г. — $170,6 млрд.)

ВНП на 1 чел. — $4 066 (1998), $4 410 (2000)

Валютные запасы — $25 млрд. (1998), $27 млрд. (1999)

Торговый оборот (экспорт-импорт) — более $66 млрд. (1999), $75 млрд. (2000)

Главные торговые партнеры — Германия, Италия и Россия

Польша пережила тяжелый 1999 год. Августовский кризис в России поразил экономику страны сильнее, чем ожидалось. Варшавская фондовая биржа потеряла 30% своих ценностей. К отрицательным факторам экономического развития страны на Висле следует добавить имевшую место небольшую рецессию в Германии, торговый оборот с которой у Польши довольно значительный. Несмотря на временные трудности, Варшава придерживается политики, направленной на преодоление последствий тоталитарного коммунизма, создание эффективной рыночной экономики и тесную интеграцию с Западом. По расчетам польского экономиста Я.Трущинского, вступление Польши в ЕС имеет большое значение для страны, поскольку отсрочка может стоить стране ежегодного падения ВНП на 1% после 2003 года.

Президент Александр Квасьневский поставил перед правительством цель подготовить национальное хозяйство, чтобы оно удовлетворяло стандарты ЕC, хотя, оказывается, это — непростое дело. Европейский Союз зажег "красный свет" перед первыми шестью кандидатами (Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Кипр) на присоединение, начал вести с ними переговорный процесс, но выдвигает повышенные требования, которые вызывают состояние неопределенности в странах-кандидатах. Недавний намек, сделанный президентом Европейской Комиссии Р.Проди, что ЕС займет более жесткую позицию на переговорах с восточноевропейскими кандидатами и даже Польше не гарантировано место в "элитном клубе" (все будет зависеть от переговоров), вызвал в высшем руководстве Польши разочарование, связанное с боязнью не вписаться в европейскую экономическую структуру в последующие три-четыре года. По свидетельству экспертов ЕС, к Польше, в отличие от Словении или Венгрии, имеются претензии не только экономического характера, но и по поводу работы по адаптации национального законодательства к правовым стандартам Евросоюза. Польша пообещала принять 45 законов к лету 2000 года. Возможно, в этом заложен скрытый механизм недовольства руководства ЕС медленным продвижением Польши в правовой сфере.

Несмотря на не очень приятные для Варшавы заявления со стороны руководства ЕС о расширении, Польша в лице премьер-министра Е.Бузека объявила о необходимости завершить переговоры о вступлении в ЕС в первой половине 2001 года, чтобы присоединиться к Союзу уже в 2003 году, не откладывая это важное мероприятие на дальнюю перспективу. Кстати, перед визитом премьер-министра Е.Бузека в Брюссель некоторые высшие должностные лица ЕС заявили о том, что нет необходимости спешить с расширением и, по-видимому, 2005 или 2006 годы — наиболее вероятная дата для вступления государств первой волны. Такого же мнения придерживается и Р.Кук, министр иностранных дел Великобритании и стран Содружества. Пребывая недавно с визитом в Словакии, он заявил, что скорость расширения на Восток слишком высокая и кандидатам на вступление необходимо время для основательной подготовки.

В ходе переговорного процесса между Польшей и Евросоюзом у последнего возникли требования к Варшаве по некоторым аспектам экономического развития. ЕС при обсуждении условий присоединения Польши к Союзу выдвигает следующие требования: ограничение мобильности польской рабочей силы, предоставление возможности приобретения земельных участков в стране, решение проблем экологии и сельского хозяйства. Выдвинуты претензии к функционирующим специальным промышленным зонам.

Проблемы свободного передвижения людей чрезвычайно важны для Германии и Австрии, поскольку вступление Польши в ЕС приведет к тому, что можно ожидать широкого миграционного потока с Востока на Запад. Это не устраивает западноевропейцев, которые могут поставить "шлагбаум" перед поляками. Поэтому президент А.Квасьневский поставил задачу: обеспечить высокие темпы роста и занятости, создать в ближайшие годы 3 — 4 млн. рабочих мест и снизить уровень безработицы с 13% до 8 — 10%.

Для Польши, как и для других государств Восточной Европы, чувствительным является требование ЕС снять ограничения по вопросу владения иностранцами сельскохозяйственными угодьями.

Польские националисты боятся, что если широко открыть ворота перед Западной Европой, то немцы могут скупить земли на севере и западе страны. По мнению экспертов, приобретение земли в Польше станет менее привлекательным в случае повышения ее стоимости и доведения последней до западноевропейского уровня.

Сельскохозяйственная проблема для Польши имеет большое значение, поскольку 27% поляков работают на земле и производят 6,5% ВНП. Политика правительства на предстоящую перспективу будет направлена на уменьшение числа небольших фермерских хозяйств, которых в стране насчитывается 2 миллиона. При этом Польше придется полагаться в большей степени на собственные силы, нежели на финансовую помощь со стороны ЕС, поскольку обещанная помощь может быть незначительной. Польше придется подождать с включением ее в число соискателей помощи ЕС. Польское правительство планирует отказаться от субсидий в сельском хозяйстве и промышленности, а также наметило свести бюджет к нулю до 2002 года.

Зарубежные инвесторы любят Польшу

В 1999 году Польша привлекла $8,3 млрд. прямых инвестиций. В сравнении с 1998 годом зафиксировано небольшое уменьшение.

По данным главы Государственного агентства по иностранным инвестициям Адама Павловича, начиная с 1989 года в хозяйство Польши иностранными компаниями вложено $38,9 млрд. Из этой суммы более $17 млрд. было инвестировано в обрабатывающую индустрию, около $8,0 млрд. — в банковский сектор и финансовую сферу, более $3 млрд. — в оптовую и розничную торговлю.

Незначительное уменьшение "инвестиционного потока" в 1999 году обусловлено нарастающей озабоченностью зарубежных капиталовкладчиков состоянием польской экономики: более высоким уровнем инфляции, нежели в других странах Европы, и ухудшением состояния платежного баланса. Негативное влияние на инвестиционную активность иностранных компаний оказал и августовский кризис 1998 года в России.

По утверждению А.Павловича, Польша привлекла 36% объема иностранных инвестиций, вложенных в экономику всего восточного блока. По этому показателю она опередила Чехию (17%) и Россию (14%).

В 1999 г. лидером по инвестициям в польскую экономику стала Германия, сумевшая обойти конкурентов — США и Францию.

Германскими фирмами инвестировано $6,1 млрд. (17%), американскими — $5,2 млрд. (14,7%), французскими — около $4,0 млрд. (11%).

Самый большой "инвестиционный вклад" в экономику страны сделали три компании: французская телекоммуникационная компания Vivendi, голландская United Pan — Europe Communications, итальянская Unicredito Italiano. Каждая из них вложила более $1 млрд. В текущем году, по расчетам ING Barings, прямые иностранные инвестиции могут составить $7 — 7,5 млрд., если удастся продать пакеты акций некоторых крупных предприятий и банков.

В связи с обильными зарубежными финансовыми инъекциями в польскую банковскую систему возникает опасность установления над ней постоянного контроля со стороны финансовых структур стран ЕС. По свидетельству FT, иностранные банковские учреждения уже владеют 70% активов польских банков. Возможно, к концу текущего года этот процент станет выше. Citigroup из США "положила глаз" на Bank Handlowy. Она готова приобрести банк за $1 млрд., но необходимо уладить некоторые вопросы с держателями акций, в том числе и с Morgan bank (владеет 12% акций). Примечательно то, что приобретение польского банка Citigroup скорее всего повлечет за собой сокращение числа банковских служащих. Германский Deutsche Bank стремится осуществлять контроль над Big Bank Gdanskі. Как отмечают западные финансисты, интерес американцев и западноевропейцев к банковскому сектору Польши объясняется не только наличием современной и разветвленной инфраструктуры, но и высокой степенью капитализации активов. По данным журнала Economist, в десятку самых больших банков Восточной Европы по капитализации активов на конец 1999 г. входило шесть польских банков — ($6,25 млрд.), два чешских ($1,18 млрд.), венгерский и эстонский (соответственно $1,28 и 0,46 млрд.).

Широкое внедрение финансовых структур Запада в банковскую сферу Польши заставило правительство принять меры по сохранению за государством хотя бы двух больших банков — сберегательного и сельскохозяйственного. Противники массированного зарубежного инвестирования в польские банки предупреждают правительство о том, что вышеуказанные структуры могут превратиться во второразрядные финансовые институты.

Внешняя торговля — слабое звено

Процветание польской экономики во многом будет зависеть от состояния товарного рынка ЕС и его восприимчивости к польской продукции, поскольку российский и украинский рынки стали ненадежными. К примеру, на Россию приходится 8% экспорта предприятий Польши, а в некоторых отраслях, к примеру таких, как ввоз польских сельскохозяйственных товаров в РФ, составляет около 30%. И если на важнейших для Польши зарубежных товарных рынках наступает кризис или хотя бы небольшая рецессия, страна сталкивается с проблемой реализации продукции. К тому же товарная номенклатура польского экспорта более упрощенная, нежели, например, венгерского. На продукцию обрабатывающей индустрии приходится 46% польского экспорта, венгерского — 74%. На недорогие венгерские товары, которые производятся иностранными предприятиями или филиалами, местными бизнес-структурами в различных сферах экономики Венгрии, существует более устойчивый спрос на рынках ЕС, чем на польские. Для сравнения: в 1999 году внешнеторговый дефицит Польши составил более $11 млрд. (в 2000 г. — около $12 млрд.), Венгрии — примерно $2,5 млрд.

Следует подчеркнуть, что кризис в России и временное замедление товарного экспорта в Западную Европу, оказывается, положительно повлияли на польскую экономику. По мнению президента Гданьского центра по изучению рыночной экономики Я. Шомборга, кризис повлек за собой поток изменений, слияний, а также содействовал повышению конкурентоспособности польского бизнеса (пусть не намного) на внешних рынках.

На внешнеторговом балансе Польши отрицательно сказалось начавшееся колебание злотого. Национальный банк Польши, ответственный за координацию монетарной политики, обозначил пределы колебаний валюты — плюс-минус 15% по отношению к фиксированному курсу. По оценке международных экономистов, падение польской валюты "облегчает жизнь" экспортерам, например тем, кто реализует сталь, металлы. Но в долгосрочной перспективе в этом заинтересованы в первую очередь западные компании. Конкурентоспособность товаров лучше повышать не за счет резкого снижения валютного курса злотого, а путем проведения либерализации экономики. Эксперты из Организации Экономического Сотрудничества и Развития советуют провести дальнейшую модернизацию общественного сектора экономики. В руках государства находится 3 000 больших предприятий и компаний. Государственный сектор пагубно влияет на рост конкурентоспособности выпускаемых товаров и, соответственно, увеличение объема реализаии продукции на рынках ЕС.

Большие планы приватизации

На 2000 год польское правительство запланировало продать активы государственных предприятий на 20 млрд. злотых (примерно $5 млрд.). Против широкой распродажи общественного имущества выступил Solidarity Electoral Action Alliance, в который, кстати, входит глава казначейства Е.Васац. Согласно программе приватизации, предполагается найти стратегического инвестора для "Телекоммуникации Польской". Уже имеются покупатели. Телекоммуникационные фирмы из Франции и Италии готовы "проглотить" выставляемый на продажу пакет акций — от 25 до 35%.

Польша готова продать 30%-ный пакет государственной компании по реализации нефти, а также к началу третьего квартала 2000 г. найти инвестора для небольшого нефтеперерабатывающего завода в Гданьске. Планируется продать государственную долю страховой структуры — PZU — Европейскому страховому альянсу — Eureko.

Зато медленно продвигается процесс подготовки к приватизации предприятий энергетической сферы. Этот сектор экономики к 2000 г. приватизирован всего на 50%. Еще хуже обстоят дела в металлургии. Если на энергетику существует спрос со стороны иностранных инвесторов, то на металлургические гиганты капиталовкладчиков из ЕС маловато. Англо-датская группа ведет переговоры о создании совместного производства на одном из металлургических предприятий в Катовице.

Принятие программы приватизации на 2000 год "спровоцировало" бурные дебаты между министерством экономики и казначейством. Министр экономики Я. Стейнхофф считает, что полученные доходы от приватизации предприятий или их продажи зарубежным инвесторам необходимо распределить более равномерно. Приватизированные структуры должны получить определенную часть денег на дальнейшее развитие из тех средств, которые направляются в бюджет.