Этим ЕЭП ограничится. Наиболее важным результатом очередного прилива политической любви между Украиной и Россией стало подписание договора о государственной границе

Украина, выделившись в самостоятельное государство после распада СССР в 1991 году, до сих пор не имела с Россией договора о границе. Все недосуг — сначала у нашей соседки был постсоветский синдром, который со временем перерос в великодержавный шовинизм. А

Украина, выделившись в самостоятельное государство после распада СССР в 1991 году, до сих пор не имела с Россией договора о границе. Все недосуг — сначала у нашей соседки был постсоветский синдром, который со временем перерос в великодержавный шовинизм. А сейчас принятие такого документа россияне связали с ратификацией договора об ЕЭП и признания Азовского моря внутренним морем двух стран. Украинские политики на это пошли

Утвердив документы о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива, депутаты загнали в глухой северо-восточный угол евроинтеграционное будущее страны. Ибо даже решение о проведении совместных учений Украина — НАТО на территории, пограничной с Азовом, нельзя будет принимать без согласия России. Давать разрешения на пребывание иностранного флота на территории Азовского моря будут и Киев, и Москва.
Кроме того, украинцы могут на время отложить свои мечты о европейской интеграции — об этом говорит не только и не столько ратификация договора о ЕЭП, сколько прозвучавшее затем заявление Президента об отсутствии необходимости спешить вступать в Европейское Сообщество. Разумеется, после вступления в ЕЭП, которое, по всей видимости, предполагает дальнейшее создание таможенного союза (что в первую очередь интересует Кремль), задекларированная несколькими посланиями Президента Украины к своему парламенту интеграция в Евросоюз Украине светит еще слабее, нежели, скажем, в 2000 году, когда Россия числилась в стане недругов Запада. И даже непосредственное сближение границ ЕС с украинской территорией, которое произойдет через неделю, 1 мая, после вступления в Евросоюз новых членов, не заставит Брюссель более лояльно отнестись к Киеву — лишь бы только не граничить с адекватным содружеством, центром которого станет Москва. Теперь границы с Российской империей не пугают, а радуют ЕС — ведь это соседство с новыми огромными рынками сбыта. А борьба с терроризмом, нелегальной миграцией и прочими угрозами современности только заставит Евросоюз еще прочнее укрепить эти границы.

Таким образом, Украина оказывается в ситуации, когда все ее достижения на европейском направлении фактически нивелированы. В первую очередь это касается ее достижений на пути вступления в ВТО. Ибо, как известно, соглашение о ЕЭП предполагает целью параллельное (одновременное) приобретение членства в ВТО всех участников будущего содружества. Как это положение скажется, например, на Казахстане — судить сложно. Однако уже сегодня очевидно, что Украину, которая находится на шаг (а то и несколько) впереди остальных членов ЕЭП, такое решение затормозит и отбросит в экономическом развитии далеко назад.
Ратификация соглашения — это еще не создание ЕЭП. Теперь Украину ожидает длительный и наверняка мучительный процесс адаптации законодательства, который, собственно, и должен (по идее депутатов) создать свободную зону и открыть для Украины российские рынки. Очертить хотя бы приблизительные его временные рамки не может никто. Более того, никто сегодня не может гарантировать то, что в будущем (как бы отдалено оно ни было) ЕЭП таки да, жить будет. Повод для таких размышлений дает, например, тот же ЕврАзЭС, который так и не состоялся.
В этой связи возникает закономерный вопрос: зачем тогда нужна была ратификация украинскому парламенту, который как раз и представляет в большинстве своем экономические интересы различных отечественных бизнес-групп? Ответ на него лежит в политической плоскости. Заручившись поддержкой коммунистов и социалистов, было несложно найти голоса, необходимые для ратификации соглашения, которое предполагает тесную интеграцию четырех постсоветских стран, таможенный союз, единую валюту и создание надгосударственного органа, но с одной поправкой: если это не противоречит Конституции. А значит, никто, собственно, и не знает: за что голосовал парламент — за таможенный союз или за снятие торговых барьеров и декларацию "дружить домами"? Домами и президентскими семьями.