Европейская дармовщина работает избирательно

В середине августа в деловой прессе Латвии появился целый ряд статей на тему освоения местными компаниями структурных фондов Евросоюза. За год деньги еврофондов получили только 23 компании, хотя заявок было подано в десять раз больше. То, на что бизнес ст

В середине августа в деловой прессе Латвии появился целый ряд статей на тему освоения местными компаниями структурных фондов Евросоюза. За год деньги еврофондов получили только 23 компании, хотя заявок было подано в десять раз больше. То, на что бизнес стран-новых членов ЕС до вступления в альянс рассчитывал более всего, оказалось не более чем мифом

Марцис Павловскис — бизнесмен из небольшого городка Огре, что расположен в 20 минутах езды от столицы Латвии, Риги. Павловскис мечтает открыть фитнес-центр для инвалидов, сирот и малоимущих в родном городе. По его словам, такой спортклуб был бы очень кстати, ведь в одном только Огре проживает несколько тысяч инвалидов и малоимущих. Павловскис, в надежде получить европейские деньги под свой проект, при сотрудничестве с областным центром инвалидов написал подробный бизнес-план, однако в финансировании бизнесмену было отказано.

Латвийское агентство инвестиций и развития в прошлом году получило возможность предоставлять бизнесменам Латвии финансирование из средств еврофондов. Четыре европейских фонда — Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд, Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства и Финансовый инструмент ориентации рыболовства — год назад дали "зеленый свет" латвийским компаниям на освоение почти миллиарда долларов. "Подписка" на безвозмездное финансирование продлится до конца 2006 года.

За истекшие двенадцать месяцев латвийскими предпринимателями было предложено 264 проекта на общую сумму около $100 млн., но только 23 компании получили деньги на сумму $4 млн. Учитывая, что фонды открыты Латвии до конца 2006 года, предприниматели страны полагают, что заполучить хотя бы половину всей суммы экономике прибалтийского государства не удастся. А ведь незадолго до вступления страны в ЕС, во время агитации за присоединение к альянсу, самым привлекательным пунктом европейской программы была как раз возможность получения денег местными предпринимателями под определенные проекты. Это могло поднять мелкий и средний бизнес страны, находящийся в упадке. Спустя год оказалось, что надежды латвийских предпринимателей не оправдались.

Латвийские бизнесмены жалуются, что получить финансирование ЕС невозможно из-за забюрократизированности процесса. "Написание проекта связано со сбором такого количества документации, что неизвестно, насколько впоследствии полученное финансирование окупит эти затраты", — говорит Андрис Слиекснис, директор фирмы Dailkoks, занимающейся деревообработкой. Он даже не пытался подать проект на получение европейских денег, хотя, по его словам, дополнительное финансирование на расширение бизнеса не помешало бы. "Когда я узнал, какие требования предъявляются к проекту, решил, что заниматься чепухой мне невыгодно. Проще взять кредит в банке", — поделился Слиекснис.

Однако министр финансов Латвии Оскар Спурдзиньш считает, что коммерсанты довольно активно осваивают структурные фонды. Его огорчает лишь то, что пока очень мало подано проектов, связанных с разработкой новых продуктов. Причем тем, кто жалуется на слишком строгие правила получения средств, он напоминает, что страна не может позволить себе истратить не по назначению хотя бы один цент. Ему вторит и министр экономики Кришьянис Кариньш. По его словам, он доволен активностью бизнесменов и процессом выдачи последним европейских денег.

Те два десятка проектов, под которые латвийские компании все-таки получили деньги из еврофондов, немного странны. Цели использования денег звучат примерно так: "подготовка к участию в отраслевой международной выставке", "исследование рынка канцелярских товаров, IТ-услуг и т. п.", "разработка и внедрение маркетинговой стратегии компании" и пр. На все эти нужды счастливчикам выдавалась сумма, в среднем составляющая $40 тыс. Таким образом были розданы $2 млн. Единственным реально действующим проектом стало открытие крупномасштабного производства электронного оборудования компанией Hanzas Elektronika. Компания получила $2 млн. под свой проект, но остальные $2 млн. были истрачены на совершенно непонятные цели.

Марцис Павловскис отказ в финансировании своего проекта объясняет по-прежнему высоким уровнем коррупции чиновников. По словам бизнесмена, через месяц после того, как ему было официально отказано в помощи, в Огре был открыт фитнес-центр, который Павловскис подробно описал в своем бизнес-плане. "Мою идею просто украли местные чинуши, чтобы получить европейские деньги", — говорит он.

В Украине

Удавалось ли вам когда-либо получить государственное финансирование бизнеса?

Ирена Логинова, президент компании Riman:

— По-моему, в Украине власть всегда готова "дать, догнать и еще додать". Когда с моим деловым партнером мы начинали бизнес, то деньги собирали по друзьям-знакомым, продавали имущество. Кредит в банке взять было нереально, а на государственную поддержку лучше и не рассчитывать. И знаете… Дай Боже, чтобы эти проблемы с еврофондами когда-нибудь пришлось решать и нам. На данный момент украинскому бизнесу интересно, чтобы власть элементарно не мешала работать. В остальном мы сами о себе готовы позаботиться. Думаю, моему поколению вряд ли придется дожить до того момента, когда в Украине появятся добрые чиновники, которые предложат пару десятков тысяч долларов каждой украинской компании на развитие бизнеса.

Александр Лобоко, президент компании Avers& Co:

—Да, приходилось. Оставшись без работы несколько лет тому назад, пошел на курсы предпринимательства при районном центре занятости. По окончанию занятий изъявил желание открыть свой бизнес, на что получил от государства совершенно безвозмездно 3 тыс. грн. Сумма мизерная, но вместе с собственными сбережениями на первый проект мне хватило. Не уверен, что эта программа действует до сих пор, но мне она помогла.