Фондовиков призвали к закону

В закон, разработанный ГКЦБФР, в процессе двух чтений было внесено более 150 поправок, которые комиссия еще не успела "переварить". По словам руководителя аппарата ГКЦБФР Михаила Непрана, только после длительного изучения она сможет рекомендовать или не р

В закон, разработанный ГКЦБФР, в процессе двух чтений было внесено более 150 поправок, которые комиссия еще не успела "переварить". По словам руководителя аппарата ГКЦБФР Михаила Непрана, только после длительного изучения она сможет рекомендовать или не рекомендовать президенту подписать закон. Некоторые изменения, внесенные народными депутатами, существенно изменят правила игры на рынке ценных бумаг

В документе, принятым Верховной Радой, акцент чаще всего делается на "правила, утвержденные Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку". Другими словами, новый закон лишь создает структуру рынка, а доработку деталей оставляет ГКЦБФР. С одной стороны, это дает комиссии большие права, с другой — предполагает возможность злоупотреблений большой властью. Впрочем, сами участники рынка полагают, что закон о ценных бумагах и фондовом рынке значительно улучшит регулирование рынка.

По словам представлявшего законопроект Дмитрия Святаша, в документе "сохранено лучшее, что было, и внесены новые, понятные изменения".

Что касается нового, то изменения коснутся прежде всего методики выпуска, обращения и погашения обязательств по всем видам ценных бумаг. Так, например, в соответствии с документом любое юридическое лицо может выпускать облигации на сумму, не превышающую трех размеров собственного капитала или обеспечения, предоставленного третьим лицом. По действовавшим до сих пор правилам, акционерное общество имело право выпускать облигации в объеме не более 25% размера уставного капитала, для обществ с ограниченной ответственностью ограничения не предусматривались.

Кроме того, закон повышает требования к торговцам ценными бумагами и биржам. Дилеры обязаны сформировать уставный капитал в размере не менее 120 тыс. грн. (сейчас — 17 тыс. грн.), брокеры — от 300 тыс. грн. (3,4 тыс. грн.), андеррайтеры — не менее 600 тыс. грн. Уставный капитал должен быть сформирован за счет денежных средств. Новые законодательные требования также ограничивают возможность торговцев ЦБ иметь долю в капитале других торговцев не более 10%. Последнее, по словам комиссионеров, изменит рынок не только качественно, но и количественно. По мнению участников рынка, к примеру, из 780 торговцев на рынке останется лишь 10%. Ужесточением норм Комиссия решила избежать в дальнейшем создание компаний-однодневок, которые до недавнего времени были задействованы в схемных операциях с ценными бумагами.

Закон устанавливает предпосылки для формирования института доверительного управления на рынке капиталов. По мнению старшего юриста компании "Ренессанс Капитал Украина" Ярослава Симонова, "эта норма должна стать хорошим стимулом к развитию института доверительного управления ценными бумагами. С его принятием у торговцев появится возможность управлять денежными средствами клиента, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, которые будут храниться на специальном банковском счете и на которые не может быть обращено взыскание по обязательствам торговца".

Еще одним позитивным моментом выступает разграничение частного и публичного размещения эмиссионных ценных бумаг. Ярослав Симонов видит в нем более гибкий механизм привлечения средств на рынке капиталов. Ведь ранее такое разграничение предусматривалось только нормативными актами ГКЦБФР в отношении корпоративных облигаций. "В законе прописана возможность акционеров отказываться от преимущественного права на приобретение акций допэмиссии, что создает основы механизма осуществления IPO эмитентов на украинском рынке. Эта норма должна помочь сократить срок размещения и, возможно, избежать обязательного первого этапа подписки, на котором реализовывалось преимущественное право акционеров", — говорит эксперт.

Основными недостатками нового закона профучастники называют недостаточное регламентирование брокерской деятельности. "Авторы закона сфокусировали свое внимание на доверительном управлении ценными бумагами, когда брокер по собственному усмотрению и от своего имени управляет средствами и бумагами клиента. Но при этом без надлежащего внимания остался классический брокерижд (комиссионная деятельность), когда торговец ценными бумагами заключает сделки на рынке исключительно по поручению клиента, открыв последнему так называемый брокерский счет. Относительно этого момента закон содержит только самые общие фразы", — говорит Ярослав Симонов. К тому же, по мнению участников рынка, перечень проводимых операций мог быть расширен за счет прописывания правил для маржинальной торговли и торговли "в шорт".

Замечания коснулись и вопроса регулирования внебиржевого сектора. "Закон — это то немногое позитивное, что реально было сделано в плане улучшения инвестиционного климата в стране. А так и требования к сделкам на неорганизованном рынке можно было бы прописать в соответствии с директивами ЕС и разрешить обращение евробондов украинских эмитентов на внутреннем рынке. Из текста закона не очень понятно, возможно это или нет", — считает генеральный директор "Тройка Диалог Украина" Игорь Селецкий.

Долгожданный рынком закон содержит и довольно спорные положения. По мнению участников рынка, дискуссионной получилась 38-ая статья закона, в которой заложены условия для более жесткого зарегулирования рынка со стороны Госкомиссии. "Эта статья предусматривает необходимость получения разрешения ГКЦБФР на зарубежное размещение ценных бумаг украинскими эмитентами. При этом количество бумаг, которые могут быть размещены на зарубежных рынках, также определяет комиссия. Критерии для определения количества бумаг для такого размещения опять же находятся в компетенции комиссии. Конечно, требование по включению в листинг на украинской бирже перед выходом эмитента на иностранный рынок должно добавить ликвидности отечественному фондовому рынку, но какой размер лимита на размещение в ADR или GDR будет оптимальным — никому не известно", — говорит Денис Колесниченко.

Впрочем, главным недостатком нового закона участники рынка называют "бессистемность существующего законодательства". Наличие нового Закона "О ценных бумагах и фондовом рынке" требует утверждения еще четырех законов — "Об акционерных обществах", "О национальной депозитарной системе", "О совместном инвестировании" и "О производных ценных бумагах".