Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

"Фондовый рынок Украины — основной индикатор успешности бизнеса", — говорит президент финансовой группы "Автоальянс" Анатолий Отченаш

Фондовый рынок Украины сегодня находится в точке перехода из статуса механизма, обслуживающего процессы передела капитала, в полноценный сегмент экономики, который является главным мерилом развития и богатства страны, механизмом привлечения, сохранения и

Фондовый рынок Украины сегодня находится в точке перехода из статуса механизма, обслуживающего процессы передела капитала, в полноценный сегмент экономики, который является главным мерилом развития и богатства страны, механизмом привлечения, сохранения и приумножения средств населения и субъектов хозяйствования. О возможных способах и проблемах такого перехода нам рассказал президент финансовой группы "Автоальянс" Анатолий ОТЧЕНАШ

— Анатолий Антонович, какие основные проблемы решает сегодня фондовый рынок страны?

— На данный момент мы получаем ситуацию, когда практически все, что до этого существовало, — все государственные программы, все подходы, все стереотипы общества пересматриваются. И это должно в полной мере коснуться фондового рынка страны. Мы имеем достаточно много набивших оскомину оценок того, что фондовый рынок у нас не такой, он слабый, он нам не нужен. На самом деле сегодня нет другого более цивилизованного инструмента для оценки успешности субъекта хозяйственной деятельности, нежели механизмы, которые прошли через листинг на хорошем фондовом рынке. Это сразу позволяет выйти на рынок заимствований, финансировать и инвестировать проекты, которые разрабатываются. Это позволяет и самому субъекту, и его работникам, и стране в целом решать те задачи, которые стоят перед ней, так как появляются ресурсы и возможность оценить это все.

Таким образом, мы, пересматривая весь тот массив, который подлежит переоценке, обязательно должны включать в этот блок пересмотр роли и места фондового рынка страны. Это обстоятельство участники рынка пытаются сегодня реализовать, в том числе и ФГ "Автоальянс".

— Какое место занимает ФГ "Автоальянс" в этом процессе?

— Наша группа компаний представляет собой структуру с десятилетним опытом работы на фондовом рынке. Мы осуществляем на рынке практически любую деятельность, которая на сегодня разрешена и лицензирована. Исповедуя комплексный подход, стараемся дать нашему клиенту максимум возможного, и делаем это уже на протяжении десятилетия.

В сфере реформирования фондового рынка мы разработали концепцию развития на ближайшие пять лет, где постарались дать анализ того, что мы имеем на сегодняшний день, и того, что нужно делать в ближайший период времени.

Таковыми, на наш взгляд, являются отработка механизмов реальной защиты прав инвесторов, изменение системы торговли ценными бумагами, создание единого информационного и торгового пространства для работы на организованных рынках ценных бумаг, подтягивание клирингового и депозитарного обслуживания. Это работа по усилению правового статуса и защите прав тех, кто покупает ценные бумаги, путем уточнения и позиционирования отдельных инструментов фондового рынка, изменений и дополнений в соответствующее законодательство, которое регулирует эти процессы.

Мы предлагаем, чтобы дальнейшее развитие инвестиционных компаний происходило путем укрупнения и роста требований к ним. Кроме того, им нужно предоставить возможность работать с более укрупненными массивами поручений на фондовом рынке. Есть у нас предложение по строительству национальной депозитарной системы, развитию регистраторов и хранителей. Таким образом, мы даем целостное, комплексное предложение по дальнейшему развитию фондового рынка страны.

— Почему вы выступаете инициатором этих преобразований?

— Потому что мы видим, что можно предоставлять гораздо большее количество услуг, более качественно привлечь ресурсы, вызвать "здоровый" интерес у нашего украинского гражданина. Тем более что результаты, которые показала инвестиционная деятельность, были более чем высокими. За прошлый год по активам инвестиционных фондов наши клиенты получили возможность заработать более 100% годовых. Кроме того, дополнительно к хорошему заработку прилагается полноценный сервис (аналитика, консалтинг и т. д.). Но все это требует адекватного развития законодательства. А мы, к сожалению, в этом вопросе абсолютно статичны. Непонимание регулирующими органами сегодняшних реалий заставляет нас писать эти программы.

— Какие цели ставит "Автоальянс" перед собой в будущем?

— Если говорить о задачах группы в целом, то они таковы, что скоро мы выйдем на статус инвестиционного банка, имея весь тот комплекс, о котором я говорю. Поэтому в перспективе, скорее всего, на базе наших компаний будет создан инвестиционный банк.

— Одной из основных проблем развития фондового рынка сегодня является недостаточная защищенность прав акционеров. Какие шаги, по вашему мнению, нужно предпринять для улучшения сложившейся ситуации?

— Проблема защиты прав акционеров для нашего фондового рынка является главной. Конфликты в АО, связанные с несовершенством законодательства и неверным корпоративным управлением, обусловили недоверие инвесторов к основным финансовым инструментам фондового рынка. Чтобы этого впредь не происходило, нужно четко выписать процедуру созыва и проведения общих собраний, исключить возможность размывания капитала без согласия всех акционеров, разграничить правила функционирования открытых и закрытых акционерных обществ. Кроме того, необходимо обеспечить равное право всех акционеров на приобретение пропорциональной доли новых эмиссий акций по номинальной стоимости. Все изменения следует принимать на законодательном уровне, то есть внести изменения в Закон Украины "О хозяйственных обществах", принять закон "Об акционерных обществах".

— Закон Украины "Об акционерных обществах" "принимается" уже около восьми лет. С чем может быть связано упорное нежелание депутатов голосовать за этот документ?

— Все дело в том, что данный закон затрагивает один очень серьезный экономический нерв. Это интересы крупных акционеров, собственников контрольных пакетов, которые, купив контрольный пакет, практически узурпировали все права в АО и не хотят считаться с тем, что существуют еще и портфельные инвесторы, мелкие акционеры, которые не могут влиять практически ни на что.

Многие из крупных акционеров сидят в парламенте, поэтому этот закон и блокируется. Но будем надеяться, что перерождение общества, которое сейчас происходит, приведет к тому, что крупный собственник будет понимать, что его акция, ее котировка, ее курсовая стоимость — это и есть мерило его успеха. Если вместе с его богатством растет богатство простого акционера, то это и есть его самый большой критерий успеха.

Принятие этого закона будет критерием, лакмусовой бумажкой того, меняется ли что-то у нас в стране или нет. Я уверен, что это будет сделано. Новой властью, "новым старым" парламентом, который тоже меняется.

— То есть можно предположить, что закон примут парламентарии еще этого созыва?

— Думаю, да. Если Президент и правительство обеспечат соответствующее сопровождение, то этого будет достаточно для принятия закона даже нынешним парламентом, т. к. упрямствовать дальше некуда.

— Как вы оцениваете судьбу ЗАО? Что с ними будет?

— Закрытые акционерные общества нужно реформировать. Есть два пути решения этой проблемы. Во-первых, ЗАО не будут иметь экономических стимулов, которые будут существовать в ОАО. Они не смогут войти в листинг, получить кредит. В такие предприятия не захотят направлять свои средства инвестиционные и пенсионные фонды, поскольку оборот акций у них ограничен.

Во-вторых, можно просто предложить процедуру реорганизации за 3-5 лет. При наличии желания, например, перейти на льготных условиях в открытое акционерное общество, не доплачивать как за создание нового, а какими-то дополнительными стимулами дать возможность предприятию преобразоваться в ОАО.

— Известно, что в Украине лишь около 30% сделок заключаются на ТИС и биржах. Остальные 70% — "за спиной" у организаторов торгов. Какие факторы способствуют такому положению дел, и как можно изменить соотношение "сил"?

— Дело в том, что характер отношений в корпоративном сегменте способствует тому, что это происходит так, как происходит. Если бы мы говорили о том, что на организованном рынке ты получаешь гарантии сделки, лучшую цену, то, конечно, ситуация была бы другой. А так "организаторы" в основном используются для того, чтобы просто показать свой интерес на рынке, после чего контр-

агенты садятся друг напротив друга и вырабатывают формат сделки.

На развитом биржевом рынке заранее выработаны гарантии, сроки, поставка, клиринг — все это уже сделано. Ты только пришел с товаром, и тебе дали лучшие сроки и лучшую цену. А наш биржевой рынок не позволяет этого делать. В Украине более или менее нормально функционирует ПФТС и в слабом зачаточном состоянии около десяти бирж, которые работают каждая по своим правилам, положениям, не соответствующим никаким стандартам, и не имеют ни клиринга, ни обеспечения, никаких гарантий для участников сделки. Поэтому бесспорно, что на них не идут.

Я думаю, что их задача — создать единый биржевой рынок страны по стандартам европейского сообщества. С которым мы потом можем спокойно ждать того времени, когда у нас появится право и возможность торговать европейскими ценными бумагами в Украине и нашими бумагами на Западе. Тогда мы будем готовы к приходу к нам крупных западных игроков. А ведь это неизбежно. Дело в том, что сейчас идет процесс интеграции — европейские биржевые системы объединяются. Сегодня уже идет речь о продаже самой большой европейской биржи — Лондонской. Перед этим эстонскую биржу купила финская, а финскую, в свою очередь, шведская биржа.

— Каким образом можно бороться со спекуляциями, которые имеют место на украинском фондовом рынке? Ведь если отпустить этот рынок в свободное плавание, то он может превратиться в мыльный пузырь, который вскоре лопнет, что негативно отразится на экономике страны.

— Конечно, такое бывает, бывают и искусственные котировки, которые на двусторонней основе просто "гоняются" для поднятия курсовой стоимости. Что делается, чтобы этого не было? В мировой практике функцию пруденциального контроля выполняет государство. Если государственный орган контроля видит, что сделка отклоняется от соглашений, которые заключались в течение 2-3 последних торговых сессий, он эту сделку просит показать. Изучает контрагентов, разбирается с причинами. И если эта сделка действительно не имеет объективных причин, он тут же отнимает лицензии и прекращает членство торговцев, которые проводили эти операции. Возможно даже закрытие биржи, на которой эта сделка была проведена, так как "организаторы" не должны пропускать подобные махинации.

— Еще одним вопросом, требующим решения, является работа украинской депозитарной системы. Какой вы видите ее будущее и что можно было бы предложить для повышения качества ее работы?

— Мы вышли с предложением создать новые специализированные депозитарные учреждения, которые будут объединять функции регистраторов и хранителей. Они будут обслуживать и инвесторов, и эмитентов, будучи при этом составной частью национальной депозитарной системы (НДС). В НДС должны храниться копии всех транзакций, которые осуществляются на рынке ценных бумаг. Все собственники при сбоях, которые могут произойти в депозитариях низшего уровня или в регистрационной системе, должны иметь возможность апелляции и получения достоверной информации в НДС для обеспечения своих прав как собственников.

— Ваши прогнозы по развитию фондового рынка на ближайшие 5-10 лет?

— Процессы глобализации, которые будут происходить на фондовом рынке Украины, радикальным образом его преобразуют. В течение ближайших пяти лет это уже начнет заметно проявляться. Выйдут новые мощные игроки, появятся более серьезные требования. Естественно, что контролирующие органы должны будут соответствовать этому уровню. А соответственно и менять национальный фондовый бизнес.

Если мы вовремя изменимся, вовремя примем решения и вовремя начнем заниматься развитием рынка, тогда есть шанс, что эта система будет принята с учетом наших предложений. Если это будет сделано одновременно с вхождением на наш рынок новых иностранных игроков, то наши предложения уже будут неактуальны, поскольку за рубежом все это поставлено на гораздо высшем уровне. В таком случае у нас не будет возможности идти к преобразованиям пошагово, и соответствующие требования выполнить будет намного сложнее. Поэтому чем быстрее мы возьмемся за реформирование, чем быстрее начнем ужесточать правила игры в соответствии с европейским законодательством, тем больше времени у нас останется для подготовки к переходу на новый качественный уровень. Другого пути я не вижу.