FOREX. Сможет ли что-то удержать евро от новых падений?

КАК И ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, спад рыночной активности, вызванный продолжительным праздничным уикэндом в Соединенных Штатах, оказался только временной передышкой для общеевропейской валюты. Дополнительный стимул для ее усиления против американского доллара возник

КАК И ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, спад рыночной активно­сти, вызванный продолжительным праздничным уик­эндом в Соединенных Штатах, оказался только времен­ной передышкой для общеевропейской валюты. До­полнительный стимул для ее усиления против амери­канского доллара возник также за счет возникших на финансовых рынках опасений, что замедление темпов экономического роста в США может оказаться значи­тельно более существенным, нежели предполагалось ранее. Однако особенно помочь ей это не смогло, и уже в понедельник евровалюта так и не смогла закрепиться выше 90-центового рубежа.

Это создало технические предпосылки для новой мощной волны ее продаж. Постепенно давление на евро начало становиться все ощутимее. Чувствовалось, на чью сторону, казалось, постепенно переметнулся весь рыночный люд, необходим только хороший оправдательный толчок И он не заставил себя долго ждать. Подмога подоспела, как это ни странно, из уст человека, политическое будущее которого будет во многом зависеть от того, какой окажется дальнейшая судьба евро и всего валютного союза в це­лом — канцлера Германии Герхарда Шредера. Сложно сказать, какую цель преследовал один из авторитет­нейших на сегодняшний день европейских политиков, утверждая, что нынешняя цена евро, установившаяся на глобальных валютных рынках, не является предме­том озабоченности, а даже наоборот, поскольку стиму­лирует экспорт из еврозоны, но сделал он это очень не вовремя. Больше ничего и не надо было. Далее собы­тия начали развиваться с прямо-таки молниеносной скоростью. По прошествии всего лишь трех торговых сессий евровалюта потеряла более 4,5% своей стои­мости против американского доллара. Доллару, несо­мненно, очень серьезно помогли пересмотренные в сторону увеличения американские данные по произ­водительности труда. Прежде опубликованная цифра (+5,2%) роста этого показателя, которая и так была на­ивысшей за последние 17 лет, была увеличена после ревизии еще на целых полпроцента. Напомним, что именно наблюдающийся в последние годы мощный рост производительности считается главной движущей силой невиданного доселе и продолжающегося без ма­лого десятилетие безинфляционного экономического подъема в США.

Исторический рекорд падений евро был при этом переписан более чем на двести пунктов. Новое его зна­чение — 0.8630. Более того, судя по теперешнему наст­роению рыночной общественности, если Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) в ближайшее время не пред­примет каких-либо решительных действий, и эта план­ка может быть снова передвинута еще дальше. Уже сейчас многие вполне серьезно заявляют, что в сло­жившихся обстоятельствах не видят пока ощутимого дна, на котором бы мог стабилизироваться курс евро. Сейчас общеевропейской валюте хоть как-то поддер­живать хорошую мину при плохой игре помогает только угроза интервенции со стороны ЕЦБ, тем более что, су­дя по начавшим усиленно циркулировать по рынку слу­хам, к ней может присоединиться и могущественный Банк Японии. Японцам, обычно не слишком долго раз­думывающим, прежде чем прибегнуть к самому ради­кальному средству в арсеналах центробанков — откры­тому вмешательству на валютные рынки, весьма кстати пришлось бы некоторое ослабление их валюты против европейской. Ведь при нынешних сложившихся их об­менных стоимостях экспорт из Страны Восходящего Солнца в Европу становится убыточным даже для са­мых высокоприбыльных корпораций.Европейцы же, осознав глубину и серьезность возникшей для их подо­печного угрозы, начали активно высказываться в его защиту, выступив при этом достаточно плотным и мощ­ным единым фронтом. Однако только словами валют­ных трейдеров теперь уже, судя по всему, переубедить будет достаточно сложно. Это можно сделать только очень решительными и своевременными реальными действиями. Но ставить на кон свою последнюю ставку ЕЦБ пока не торопится, выжидая более подходящего, по его мнению, момента. Ведь в случае неудачи результат про­текающей сей­час и становя­щейся все более опасной игры может оказаться действительно плачевным.

Заслуживает внимания также ситуация с английским фунтом стерлингов. Оставлен­ные без изменений на последнем заседании Комитета Монетарной Политики (Monetary Policy Committee — МРС) Банка Англии ключевые ставки кредитования ос­таются неизменными вот уже на протяжении семи ме­сяцев. Перспектив для их увеличения в ближайшем бу­дущем, судя по появляющимся экономическим дан­ным, тоже особенных нет. А тут еще и поведение евро­валюты, к которой фунт довольно-таки жестко привязан (около 2/3 объема британской внешней торговли при­ходится на еврорегион), не выдерживает никакой кри­тики. Все это привело к тому, что стоимость английской валюты упала на прошлой неделе до $1,42 за фунт, чего не бывало более семи лет. Дешевле фунт был только осенью 1992 года, когда версталась одна из самых чер­ных страниц в его истории, и ему пришлось с позором выйти из границ европейской валютной зоны, серьезно этим подмочив свою репутацию одной из самых твер­дых мировых резервных валют. Но то — дела давно ми­нувших дней. Сейчас снижение обменной стоимости фунта стерлингов вызвано совсем не его собственной слабостью, а слабостью евро и просто таки фантасти­ческой силой доллара. Честно сказать, видимых при­чин, кроме огромного дефицита торгового баланса, для падения "зеленого" в настоящий момент, как скру­пулезно ни ищут их его недоброжелатели, на поверхно­сти не просматривается. Выборы нового президента, нравится нам это или нет, Америка встречает с самой мощной в мире экономикой и, соответственно, самой сильной валютой.