General Motors начал сезон распродаж

Дела американского автомобильного гиганта General Motors настолько плохи, что корпорация заявляет о продаже своих активов. Первой ласточкой станет японская Subaru, за ней, возможно, последуют Isuzu и Suzuki

Дела американского автомобильного гиганта General Motors настолько плохи, что корпорация заявляет о продаже своих активов. Первой ласточкой станет японская Subaru, за ней, возможно, последуют Isuzu и Suzuki

Некогда считавшееся перспективным сотрудничество GM с Subaru вылилось в "развод" двух компаний. Subaru стала тяжелым камнем на шее утопающей GM, поэтому американская корпорация в срочном порядке приняла решение избавиться от ненужного актива. Представители GM и Fuji в один голос заявляют о том, что продажа станет вполне логичным завершением шестилетнего сотрудничества, которое так ничего и не принесло обеим сторонам.

Целью американского производителя в этом альянсе было использование разработок Subaru в собственном производстве автомобилей. В частности, GM рассчитывала получить в свое пользование "оппозитный" двигатель и систему постоянного полного привода. Однако в результате оказалось, что ни первое, ни второе новшество моделям GM не подходят. Поэтому единственным результатом сотрудничества двух производителей стал Saab 9-2. В сущности, эта машина представляет собой Subaru Impresa с эмблемой Saab, которая поставляется на американский рынок и продается там очень плохо. Впрочем, Fuji Heavy заявляет, что все-таки закончит проект разработки моделей Saab.

Покупателем японского актива станет Toyota Motors, которая уже заявила о готовности приобрести 8,7% акций Fuji Heavy, принадлежащих GM. Это обойдется компании примерно в $315 млн. Остальную часть акций или выкупит сама Fuji Heavy, или GM выставит этот пакет акций на торги.

Чем в действительности обернется альянс Subaru и Toyota, пока неизвестно. В любом случае, по мнению аналитиков, Toyota обладает гораздо большей гибкостью, чем GM, поэтому обязательно найдет применение потенциала Subaru. По предварительным данным, прежде всего она заинтересована в доступе к полноприводным трансмиссиям и топливным элементам, разработанным Fuji.

Великая депрессия

О возможном крахе GM говорят давно. Большая часть убытков компании приходится на североамериканский рынок, на который направлено основное производство американского гиганта. Большие внедорожники, на которые GM в свое время сделала ставку, не пользуются у американцев популярностью в силу удорожания цен на топливо, поэтому жители США отдают предпочтение экономным Toyota и Nissan. Даже программа скидок не помогла GM: продажи компании возросли, однако потери в $1 тыс. с каждого реализованного автомобиля лишь усугубили ситуацию. Помимо проблем с продажами, GM имеет огромные пенсионные и социальные обязательства: так, на каждого работающего в компании сотрудника приходится три пенсионера или получающего социальное пособие.

Довольно долгое время GM удавалось поддерживать себя за счет непрофильного бизнеса — своего финансового подразделения. Ежегодно корпорация зарабатывала около $1 млрд. на кредитовании покупателей, тогда как непосредственно на производстве только теряла.

На сегодня компания имеет $250 млрд. долгов, ежеквартально ее убытки составляют порядка $1 млрд. В ближайшее время ожидается, что крупнейший поставщик автомобильных компонентов для GM — компания Delphi, ранее бывшая одним из подразделений GM, объявит о банкротстве. Эксперты рынка говорят, что Delphi попросит у GM как минимум $6 млрд. субсидий. Кроме того, вполне возможно, что список больше не нужных GM активов пополнят Isuzu и Suzuki, в которых американцы владеют 20 и 8% акций соответственно. А планировавшийся альянс с итальянским Fiat и вовсе грозит банкротством ослабленной американской компании. Ранее американцы заключили с итальянцами соглашение о том, что GM выкупит часть акций убыточного Fiat и поможет итальянцам выйти из кризиса. Однако теперь американцы понимают, что такая задача им не под силу, и вынуждены заплатить Fiat "отступные" в размере почти $2 млрд.

За текущий год акции GM упали в цене на 25%, очередной скачок вниз на 3,1% пришелся на 4 октября, как раз накануне официального объявления о продаже Subaru. В свою очередь акции японской Toyota выросли на 26% в течение года, а акции Fuji Heavy подорожали на 8%.

Справка

$725 млн. получит GM за 20,1%-ный пакет акций компании Fuji Heavy, которая владеет Subaru. В 1999 году пакет этот был приобретен за $1,3 млрд., и на балансе GM этот пакет акций числится в размере $1,5 млрд. Корпорация собирается пересмотреть стоимость актива в своей документации, снизив его цену до реальных на сегодняшний день $700-800 млн.