Генеральный менеджер Toyota Украина Роман Кузьмин: "Украина пока не готова к производству автомобилей Toyota"

Официальный дистрибьютор Toyota работает в Украине немногим более года. О том, что побудило всемирно известного японского производителя автомобилей выйти в Украину, и планах развития компании на нашем рынке, рассказывает генеральный менеджер "Тойота Украи

Официальный дистрибьютор Toyota работает в Украине немногим более года. О том, что побудило всемирно известного японского производителя автомобилей выйти в Украину, и планах развития компании на нашем рынке, рассказывает генеральный менеджер "Тойота Украина" Роман Кузьмин

— Что побудило Toyota выйти на украинский рынок?

— Все известные автомобильные компании выходят на другие рынки в том случае, если его емкость (количество проданных машин — авт.) достигает определенного уровня. Toyota — не исключение. Наши автомобили продаются в Украине уже достаточно давно и весьма успешно, однако полноценной поддержки машин от завода-изготовителя до сих пор не было. В долгосрочной перспективе это могло навредить имиджу нашей марки, и именно это стало основной причиной создания в Украине компании — официального дистрибьютора Toyota. Это требование рынка. Да, какое-то время автомобили могут продаваться "самостоятельно", без какой-либо поддержки. Но наступает момент, когда импортеры и дилеры других производителей, которые предлагают лучшие условия, грубо говоря, перетягивают на себя одеяло, обеспечивая потребителю более высокий сервис.

Кроме того, причиной выхода Toyota на рынок Украины стало естественное стремление увеличить объемы своих продаж. Для каждого автопроизводителя важна доля на мировом рынке, а состоит она из долей рынков разных стран. Соответственно невозможно быть лидером в мире, не будучи лидером в каждой из стран, на региональном уровне.

— Увеличились ли продажи автомобилей Toyota с того момента, как вы официально вышли на рынок?

— Нет. Toyota всегда была лидером украинского рынка, но продавали машины в основном "серые" поставщики, которые привозили машины из Европы, Америки, Азии. "Тойота Украина" появилась недавно, наша дилерская сеть пока состоит всего из шести центров, поэтому говорить об экспансии на украинский рынок вряд ли оправдано. Мы лишь начали отбирать у "серых" дилеров их клиентов, но при этом пока не соперничаем со своими прямыми конкурентами: официальными представителями других марок. В прошлом году наша доля продаж на рынке новых автомобилей Toyota составляла 18%, тогда как доля "серых" дилеров — 82%. За шесть месяцев мы "отвоевали" 32%, и теперь расклад сил таков: 50/50. К концу года мы планируем перераспределение сил до наших 60% и 40% рынка у "серых" поставщиков.

В абсолютных цифрах рост наших продаж действительно впечатляющий: в январе мы продали 30 машин, а в июне — уже 300. Однако в целом объем продаж Toyota не растет: рынок очень большой, и мы пока в этом сегменте боремся с "серыми" дилерами. Когда "Тойота Украина" обрастет большой дилерской сетью, выйдет на стабильный уровень продаж, то можно будет говорить и об увеличении доли Toyota на рынке. На данный момент мы слишком молодая компания.

— Как именно вы боретесь с "серыми" дилерами?

— Методы просты: создаем сеть с сильными дилерскими центрами, предоставляем гарантию, круглосуточную техническую поддержку Toyota Assistance. Покупатель в этом случае сам решает: купить машину "в поле" у неизвестного продавца с неизвестной историей, или в салоне с соответствующей подготовкой, гарантией и возможностью техпомощи на дорогах.

— Объемы продаж иностранных автомобилей в Украине в мае этого года сильно снизились. Чем это было вызвано? И каковы перспективы дальнейшего развития рынка?

— Да, был спад и, по данным Автоконсалтинга, довольно серьезный. Он был вызван тем, что стало известно заранее о повышении ввозной пошлины с первого апреля. Потому, вполне естественно, что многие решили приобрести автомобиль раньше этого события. На рынке возник ажиотаж. В этот период, до того как были введены новые пошлины, импортеры старались завезти максимальное количество автомобилей, чтобы не переплачивать после первого апреля. Таким образом, был сформирован некий запас автомобилей, а майский спрос был перенесен на март и апрель.

Сейчас снова меняются правила игры, планируется повысить ввозные пошлины с 20% до 25%. Люди об этом уже знают, и интерес к автомобилям опять повышается. Потому можно говорить, что июнь и июль также будут активными.

— В июле Toyota аннонсировала, что будет построен завод в России по производству автомобилей Toyota. А возможен ли приход Toyota как производителя в Украину? От чего это зависит?

— От емкости рынка. Чтобы производство было более-менее эффективным — причем я говорю не о прикручивании колес, как у нас сейчас модно, а о полноценной сборке — нужен спрос на рынке.

Вообще крупноузловая сборка — это элементарная минимизация налогообложения. На машину ввозная пошлина составляет 20%, а на комплектующие — 5%.

— А Toyota не хотела бы сэкономить на пошлине?

— Toyota очень консервативная организация и гордится своим имиджем производителя надежных авто. Деятельность такого рода может поставить под угрозу качество, поэтому Toyota никогда не пойдет на такой шаг. Компания не доверит третьим лицам заниматься производством или сборкой-разборкой. В России будет высокая система контроля над качеством, машины не будут отличаться от своих японских "собратьев". Вопрос лишь в том, что завод должен производить 40-50 тыс. автомобилей одной модели, иначе производство не будет рентабельным. А емкость украинского рынка иностранных автомобилей — 60 тыс. в год. Соответственно, вопрос снимается с повестки дня сам собой.