НБУ курс:

USD

41,27

-0,00

EUR

45,46

-0,00

Наличный курс:

USD

41,57

41,50

EUR

46,13

46,00

Госхолдинги "в законе"

На прошлой неделе в первом чтении парламент принял правительственный законопроект "О холдинговых компаниях". По замыслу чиновников Кабмина, закон должен существенно усложнить процесс разбазаривания холдингами переданного им имущества государства. Однако т

На прошлой неделе в первом чтении парламент принял правительственный законопроект "О холдинговых компаниях". По замыслу чиновников Кабмина, закон должен существенно усложнить процесс разбазаривания холдингами переданного им имущества государства. Однако три года, отведенные законом для приведения учредительных документов "старых" ХК в соответствие с нормами нового закона, позволит их руководству и дальше вольготно чувствовать себя в своей вотчине

На сегодня в украинском законодательном поле отсутствует документ, который бы четко регламентировал правовой режим передачи принадлежащих государству пакетов акций ОАО в уставные фонды холдинговых компаний. Контроль государства над многими ХК является скорее номинальным, что привело к "переводу в частные руки" переданного им госимущества и акций. Поэтому основная цель, которую преследовали разработчики законопроекта — устранить эту правовую коллизию и усилить позиции государства в органах управления холдингов. Работа над документом началась в Фонде госимущества, затем подключилось Минэкономики, и "до ума" его уже доводила ГКЦБФР. По словам начальника отдела работы с ХК и госкомпаниями ФГИУ Виталия Кобзаренко, многие из внесенных ими предложений, к сожалению, не были учтены. Вместе с тем основная цель законопроекта — пресечь незаконное отчуждение госимщества — прописана: до принятия решения о приватизации ГХК запрещается совершать любые действия, которые могут привести к отчуждению акций или имущества, внесенных в ее уставный фонд. Сделать работу госхолдингов прозрачной должна помочь реализация еще одного пункта законопроекта, обязующего холдинги раз в году публиковать в СМИ данные о балансах, доходах и расходах как своих, так и входящих в его состав предприятий. Кроме этого, открытой должна стать также информация о субъектах хозяйствования, связанных с холдингом отношениями контроля, и перечень связанных с этой компанией (афелированных) лиц. Однако уже сегодня парламентарии прогнозируют, что именно эти нормы, а также введение запрета холдингам на отчуждение госсобственности, могут оказаться "камнем преткновения" для прохождения законопроекта. Частным бизнес-группам, работающим в металлургии и горнорудной отрасли, это попросту невыгодно.

Неприкасаемые

Таким образом, вопрос: "Что делать с действующими госхолдингами" по-прежнему остается открытым. Чиновники склоняются к варианту, что проблема холдингов будет решаться постепенно с "индивидуальным подходом" к каждой отдельной компании.
Из 29 существующих госхолдингов наиболее просто решить проблемы небольших компаний, и уже в скором времени многие из них будут выставлены на продажу. В частности, как считают в ФГИ, уже в этом году вполне реально продать ХК "Краян" (производитель подъемных кранов) и ГАХК "Энергобуд" (строительство и наладка энергообъектов). В общей сложности, власть рассчитывает получить от их реализации более 11 млн. грн. Для продажи в 2005 г. запланированы ГАХК "Киевский радиозавод" (сейчас предприятие проходит процедуру санации) и 76% акций ХК "Лугансктепловоз". Как рассказали в ФГИУ, продажа этих холдингов будет проводиться в несколько этапов: на первом планируется изъять мелкие пакеты акций (менее 50%) для дальнейшей реализации, затем продать саму ХК, с оставшимися в ее УФ предприятиями. Гораздо более непростая ситуация с крупными холдингами. О приватизации, или какой либо реорганизации таких "монстров" как НАК "Недра Украины", ГАК "Титан", ГАК "Хлеб Украины" сегодня никто не помышляет. Еще несколько лет назад в этот список входил и "Укррудпром", однако теперь, в связи с повышенным интересом отечественных ФПГ к входящим в его состав ГОКам, он оказался на грани ликвидации. Недавние "антикоррупционные" поручения Кабмина коснулись еще одного холдинга — лизинговой компании "Украгромашинвест". Компания, объединившая в свое время 38 предприятий сельскохозяйственного машиностроения, в том числе имеющие стратегическое значение для экономики страны, создавалась как государственная, но на сегодня уже имеет значительную долю частного капитала. На сегодня основные предприятия отрасли: "Харьковский тракторный завод", "Харьковский завод тракторных двигателей" и завод "Серп и молот" находятся на грани банк-ротства, мало того, в рамках санации ОАО "ХЗТД" идет реализация за долги его имущества. Сегодня руководство ЛК "Украгромашинвест" готова вернуть ФГИУ 13 (из 35), не самых крупных, почти "убитых" предприятий. Борьба же за ведущие заводы отрасли, в которых уже присутствует частный капитал, может оказаться опять проигранной государством.
По словам первого заместителя председателя Фонда госимущества Евгения Григоренко, большинство госхолдингов оказались выведенными за границы государственного влияния: контроль за ними ограничен лишь наблюдательным советом, юридическая ответственность которого за принятые решения и результаты деятельности законодательно не определена. Далеко не единичны случаи, когда по инициативе руководства холдингов, на переданных ему предприятиях значительно уменьшалась госдоля. Просто далеко не все допэмиссии получают такую огласку, как история с Ингулецким ГОКом. Например, решения о проведении эмиссии, в результате которой доля государства была уменьшена, принимались на общем собрании акционеров ОАО "Укрэнергобуд" (госдоля уменьшилась с 26% до 13%) и ОАО "Укрэнергомеханизация" (26% до 6,6%) при участии органов управления ГАХК "Энергобуд", на Пологовском химзаводе "Коагулянт" (с 30% до 10%) и Могилевском заводе газового оборудования (с 30% до 12%) — ХК "Укркоммунмаш". Вернуть их в "лоно государства" задача трудновыполнимая, но тем не менее реальная. Так, по крайней мере, считают в Фонде госимущества. Однако пока, как показывает пример того же Ингулецкого ГОКа, особых результатов юристы Фонда не добились.