"Хартрон" пока не вышел на орбиту

Чтобы наладить производство систем управления на должном уровне, бывшему советскому космическому гиганту нужно около $50 млн., но для сохранения своей жизнеспособности, он готов довольствоваться гораздо меньшей суммой, при наличии заказов и хороших партне

Чтобы наладить производство систем управления на должном уровне, бывшему советскому космическому гиганту нужно около $50 млн., но для сохранения своей жизнеспособности, он готов довольствоваться гораздо меньшей суммой, при наличии заказов и хороших партнеров-инвесторов

ОАО "Хартрон", некогда научно-промышленное объединение "Электроприбор", в советские времена специализировалось на разработках систем управления всех видов ракетно-космической техники. Именно "Хартрон" в свое время разработал и сдал в эксплуатацию системы управления боевых ракет СС-18 и СС-19. Они и сейчас стоят на боевом дежурстве в Российской Федерации. "Хартрону" принадлежат также разработки систем управления крылатых ракет, ракет-носителей, а также систем управления всех модулей международного проекта "Альфа" и орбитального комплекса "Мир". Таких предприятий в СССР было всего два, потому что даже Советскому Союзу содержать таких монстров как "Хартрон", где одних только сотрудников работало около 15 тысяч, было не так-то легко, на большее не хватало денег.

В начале 90-х в независимой Украине стало ясно, что о сохранении такого гиганта, как "Хартрон", в прежнем виде не может быть и речи. Поэтому на предприятии начался сложный процесс реорганизации. Постепенно предприятие редуцировалось, и из 15 тысяч работников в настоящий момент в ОАО "Хартрон" работает около 4 тысяч человек.

Еще в годы перестройки предприятие стало участвовать в процессе конверсии, в результате чего на его мощностях начали выпуск систем управления для мирных целей. Поэтому руководство предприятия предприняло весьма разумный в тех условиях шаг, начав реструктуризацию гиганта. В ходе преобразований из "Хартрона" выделилось более десятка дочерних предприятий, куда "Хартрон" передал основные фонды в качестве взноса в уставные фонды в обмен на корпоративные права. Каждое из дочерних предприятий имеет свою специализацию: одно выпускает системы управления для коксохимической промышленности, другое — для газовой, третье занимается выпуском систем управления для атомных электростанций и т.д.

Сегодня прибыль и объемы реализации продукции ОАО "Хартрон" определяются с учетом дочерних предприятий как единого производственно-экономического комплекса. Со временем стало ясно, что наиболее жизнеспособным направлением в деятельности ОАО "Хартрон" оказался все же Космос. Однако с каждым годом удерживать былые позиции предприятию становится все сложней. Дело в том, что средства производства близки к крайней позиции своей изношенности, а устаревшие технологии являются едва ли не главным тормозом предприятия в производственной сфере. Для выпуска конкурентоспособного на мировом рынке электронного оборудования и программного обеспечения необходимо привлечение инвестиций, пополнение оборотных средств. Сегодня инвесторов, заинтересованных в производстве систем управления для ракетно-космической техники, в Украине нет. Реальный способ решить эти проблемы заключается в привлечении инвесторов и лучше будет, если ими станут сегодняшние партнеры "Хартрона" по разработке ракетно-космической техники. Однако приватизация оказалась для предприятия настолько сложным и непредсказуемым процессом, что стратегического инвестора "Хартрон" может получить еще не скоро.

Приватизация —проблемы после старта

В 1995 г. распоряжением Президента Украины именно "Хартрон" был выбран для реализации пилотного проекта акционирования и приватизации предприятий бывшего ВПК. После проведения в 1996 году льготной продажи акций на сертификатном аукционе в собственности государства осталось 74,56% акций ОАО "Хартрон". Такая глубина приватизации не решила главного вопроса — привлечения средств инвесторов на развитие и модернизацию предприятия. Переговоры по инвестиционным программам с представителями более чем 60% ведущих фирм мира в сфере электронной и прочей высокотехнологичной и наукоемкой продукции (аналогичной сфере деятельности "Хартрона") подтвердили мнение, что среди них желающих инвестировать и даже участвовать в кооперации с предприятием, имеющим такую государственную долю собственности, нет.

В 1998 году Кабинет министров принял наиболее оптимальное решение о закреплении блокирующего пакета акций предприятия (25% +1 акция) в государственной собственности. Менее года спустя, Фонд госимущества решает продать на конкурсной основе два пакета акций предприятия размером по 24,78%, Это был вариант, устраивающий всех: государство получало в бюджет около 18,4 млн. грн., ОАО "Хартрон" — возможность приобретения инвестиционной поддержки и обеспечения себя заказами, а потенциальный инвестор — перспективу реального влияния на предприятие.

Практически сразу нашлись и реальные претенденты на покупку обоих пакетов акций предприятия: ими стали давние партнеры "Хартрона": Российское авиационно-космическое агентство (РКА) и ГКНПЦ им. Хруничева. Причем как утверждает руководство "Хартрона", такое решение россияне приняли после долгих переговоров с ними, и решение это имело и политический характер, так как они, с одной стороны, лишали в дальнейшем заказов некоторые "свои" российские фирмы ("Хартрон" на самом деле выполняет заказы более качественно и дешевле), но с другой стороны —приобретался еще один фактор политической стабильности между Россией и Украиной. Таким образом, успешное проведение конкурса отвечало глобальным интересам Украины.

Тем не менее всего за 20 дней до проведения конкурса, который должен был состояться 29 июня, когда практически уже подходили к концу переговоры с российской стороной по согласованию инвестиционных планов, разработке стратегических, перспективных программ, "как гром среди ясного неба" на свет появляется распоряжение Кабинета министров об отмене торгов и закреплении в госсобственности контрольного пакета акций предприятия. Странно, но о подготовке данного распоряжения не знали ни в аппарате СНБО, ни в НКАУ, ни сотрудники КМУ, курирующие ВПК, ни уж тем более сотрудники ОАО "Хартрон".

В результате такого правительственного демарша был не только сорван конкурс, после чего стратегические партнеры ОАО "Хартрон" оказались в недоумении, и, вполне возможно, пересмотрят свои позиции в отношении перспектив сотрудничества, ведь сегодня в России идея создания собственного замкнутого цикла в сфере ракетно-космического проектирования, производства и эксплуатации без Украины имеет много сторонников и среди производственников, и особенно среди политиков, но оказались на грани срыва работы "Хартрона" по модернизации ракетоносителей СС-18 и СС-19, используемых для обеспечения коммерческих пусков по программе, в которой принимают участие 18 стран, в том числе Великобритания, Дания, Италия и т.д. Эти работы требуют существенной модернизации проектно-технологического комплекса предприятий и финансирования большого объема собственных работ. На эти цели добыть сегодня в Украине деньги, естественно, возможности нет.

Настоятельные обращения руководства "Хартрона" в Кабинет министров о том, чтобы "сделали все как было", не возымели должного результата, и только после личного вмешательства Президента Украины, Кабмин отменил таки свое распоряжение. Вскоре, в результате политических преобразований в стране, правительство в полном составе ушло в отставку, так и не успев возобновить конкурс. Пришедший на смену старому новый Кабинет министров Украины "качнул маятник в другую сторону", издав в середине января распоряжение о фактическом отказе от своего долевого участия в ОАО "Хартрон" и продаже на конкурсе 74,56% акций единым пакетом. Руководство "Хартрона" снова воззвало к разуму государственных мужей, однако пока ни обращение в Кабинет министров Украины, ни к вице-премьер-министру Юрию Еханурову, лично курирующему приватизационный процесс, должного результата не возымело.

О последствиях

Предлагая к продаже российской стороне очень крупный пакет, не выйдет ли так, что государство из-за алчных порывов правительства урвать более крупный кусок, может оказаться и без малого. Конкурс может просто не состояться по причине отсутствия заявок, ведь россиянам, похоже, и вправду все предприятие целиком не нужно, а кроме них реально больше никто не заинтересован в "Хартроне". В создавшейся ситуации единственным выходом для Фонда госимущества стало бы дробление пакета акций предприятия на два или три более мелких пакета, лучшим, конечно же, был бы вариант отмененного конкурса, который должен был состояться прошлым летом. Если же все оставить, как оно есть в данный момент, то в конечном счете Украина может потерять на развитии всей ракетно-космической отрасли.

Принятие новым правительством указанного решения, с одной стороны, вступает в противоречие с предварительными договоренностями с российской стороной (весь процесс согласования теперь нужно начинать с чистого листа), а с другой —полностью исключило НКАУ из процессов реструктуризации и космической отрасли Украины, что в корне противоречит интересам как Украины, так и "Хартрона". Дело ведь еще и в том, что на начальном этапе создания международных промышленных групп в любой сфере экономики необходимо участие ответственных государственных структур. Лоббирование интересов таких структур в исполнительных и законодательных органах власти является крайне важным и сверхактуальным в режиме переходной экономики нашей страны, когда принцип "думать глобально, а действовать локально" еще не принят к действию в исполнительных органах власти.

Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО "Хартрон"

Показатели

Ед. изм.

1997 г.*

1998 г.*

1999 г.*

1999 г.**

Объем реализации продукции

тыс. грн.

54954

15688

14894

43753

Балансовая прибыль

тыс. грн.

7217

1658

-1796

321

Дебиторская задолженность

тыс. грн.

20741

16781

11612

32815

Kредиторская задолженность

тыс. грн.

36381

8077

5238

39116

Рентабельность продаж

%

13,13

10,57

-12,06

0,73

(Источник: отчетность предприятия и др. информация предоставленная ОАО "Хартрон")

*—данные по ОАО "Хартрон" без учета финансовых результатов дочерних предприятий и СП

** —сводный результат

Интервью

Александр Бек, член правления ОАО "Хартрон", директор по маркетингу, к.т.н., доцент

— По каким стратегическим направлениям планируется дальнейшая деятельность ОАО "Хартрона"?

— Сегодня предприятие работает практически только по 2 направлениям: ракетно-космическая отрасль и системы управления для АЭС, хотя в настоящее время "Хартрон" имеет целый ряд дочерних и совместных предприятий, каждое из которых имеет свою определенную специализацию. Так вот, получаем деньги мы только по одному источнику, а именно: при выполнении космических заказов. Почему так? Да потому, что Россия, чьи космические заказы мы выполняем, платит живыми деньгами, а украинские электростанции рассчитываются с нами различными долговыми обязательствами, как правило, так называемыми "электроденьгами" — это даже не вексели и уж тем более не право продажи электроэнергии в роли трейдера или другого оператора рынка! Нет! Это что-то наподобие гарантийных писем, в которых электростанции обязуются в будущем свои долги оплатить. В результате, для того, чтобы получить свои деньги, мы должны бегать в поисках завода, выпускающего ликвидную продукцию, зачитывать ему потребленную электроэнергию под эти долги, брать у него продукцию, а потом эту продукцию как-то продавать. Но мы же промышленная организация — мы этим не умеем заниматься. Поэтому мы начинаем работать с различными частными фирмами, которые под колоссальные дисконты берутся за эту работу, и нам достаются какие-то деньги.

Ввиду вышесказанного, мы подготовили аналитическую записку для передачи ее и в Кабинет министров, и Президенту, в которой говорится, что разрабатывать и изготавливать аппаратуру систем управления для электростанций под "электроденьги" невозможно, поскольку это невыгодно, и мы терпим из-за этого убытки. Нужно остановиться, и мы остановились. Это чревато тем, что мы утратим те знания и тот научно-технический потенциал, который мы накопили за последние 5 лет. До этого в Украине не было своих разработчиков систем управления АЭС. Они появились в результате нашей работы в последние годы. Теперь это все может погибнуть из-за государственной политики. Мы ведь фактически содержим данное направление за счет денег, зарабатываемых на Космосе, лишаясь тем самым возможности развития космического направления.

Таким образом, если сегодня государство не обеспечит нам возможности получать адекватные суммы за реализацию нашей продукции, то лет через пять здесь все окончательно зачахнет, и Украина перестанет быть страной, обладающей высокими технологиями в сфере управления. Но мы ведь тоже не можем сидеть сложа руки, поэтому, если ничего не изменится, мы вынуждены будем работать только на Космос, для того, чтобы сохранить хоть что-то.

— Заинтересован ли кто-нибудь в настоящее время кроме россиян в приобретении пакета акций ОАО "Хартрон"?

— Сегодня реально кроме россиян никто не заинтересован в приобретении пакета акций предприятия.

В свое время мы вели соответствующие переговоры с "Вестингхаузом", ввиду того, что они выявляли желание создать здесь серьезную фирму по изготовлению систем управления атомных электростанций. Но для них прибыль имеет большое значение, и если наш первый совместный с ними проект "Вестрон" начал работу благодаря американским грантам из Фонда Нанна-Лугара (эти деньги шли в основном на оборудование, технологии и т. п.), то все деньги, которые мы смогли получить от АЭС за эксплуатацию наших систем управления, мы направляли на внутреннее обслуживание, заработную плату и в целом предприятие было практически бесприбыльным. Тем более, что живыми деньгами с нами не расплачивались, а в основном их суррогатами: различными обязательствами, векселями и пр. Поэтому, проанализировав ситуацию, "Вестингхауз" отказался от покупки наших акций.

При переговорах, допустим, с бельгийцами, голландцами нам сказали, что пока у нас не будет высокая культура производства, мышления, управления (а для сферы высоких технологий это очень важно) они здесь работать не будут.

С Францией вопрос совершенно прост: те хотят продавать нам свою готовую продукцию. Аналогично поступают японцы и канадцы. Таким образом, представители крупнейших фирм этих стран воспринимают нас как потенциальных региональных представителей или что-то в этом роде. И лишь россияне сегодня воспринимают нас как полноценных партнеров.

— Не утратит ли Украина контроль над "Хартроном" после реализации 75% пакета акций предприятия, и какова позиция руководства ОАО "Хартрон" относительно данной проблемы?

— Украина посредством "Хартрона" участвует как равноправный партнер в международных космических проектах, и сегодня для нас очень важно не выпасть из этой обоймы. В этом вопросе нашим большим союзником является Россия, так как космические интересы этого государства полностью совпадают с интересами Украины. Трагедии не будет, если россияне приобретут 75% акций предприятия, ведь даже в этом случае 25% акций останется в наших руках (часть акций была реализована за приватизационные имущественные сертификаты, часть — по льготной подписке), и предприятие все равно останется российско-украинским, хотя контроль над ним со стороны Украины будет немного осложнен.

На наш взгляд, и мы уже не раз высказывали свою точку зрения, идеальным вариантом было бы сохранить за Национальным космическим агентством Украины (НКАУ) 25% акций, ранее закрепленных в госсобственности, остальной же пакет разбить на две равные части по 25%. Таким образом, если в России одна компания будет иметь 25%, вторая также 25%, то НКАУ со своими 25% становится равноправным партнером в этой кооперации, и у него появится возможность продвигать какие-то свои альтернативные решения, касающиеся производства, управления и т. п.

Если же России достанется 75%, как этого хотят в ФГИУ, то вполне возможно в будущем Россия станет диктовать свои условия, и у нас юридически не будет возможности этому сопротивляться.

Поэтому мы продолжаем настаивать на том, чтобы блокирующий пакет акций "Хартрона" (25% + 1 акция) остался в ведении НКАУ. Таким образом, с одной стороны между нами и Верховной Радой появится сильная организация, имеющая возможность выполнять лоббирующие функции. С другой стороны, это будет организация, которая, в принципе могла бы нам помогать оперативно на стратегическом уровне решать многие задачи. Кроме того, мы считаем, и это, кстати, является и позицией России, что в этом деле государство должно все-таки сохранять за собой ответственность, и НКАУ для этой роли отлично подходит.

Россия, между прочим, не возражает против изложенной нами позиции, контрольный пакет со всеми прилагаемыми правами им бы вполне подошел.

— В каком объеме предприятию нужны инвестиции и на что их планируется потратить?

— Наше предприятие выпускает высокотехнологичную продукцию, при этом культура нашего производства относительно мирового уровня с каждым годом все ниже и ниже. Сегодня нам крайне необходимо купить хотя бы одну машину поверхностного монтажа плат. У нас на заводе до сих пор нет даже оборудования для волновой пайки, хотя эта технология уже считается вчерашним днем. В мире при подобном, как у нас, производстве в цехах нет людей — все автоматизировано. В наших же цехах, до сих пор очень многое делается вручную.

Мы знаем, как в кратчайшие сроки достичь подобного уровня, только у нас нет для этого денег.

Для того, чтобы поставить у нас нормальное производство высокого уровня, нам нужно около $50 млн. Но если мы объявим это, то ни один из наших потенциальных инвесторов не подойдет даже к границам Украины. Хотя, между нами говоря, это не такая уж и большая сумма. Сейчас мы готовы довольствоваться и гораздо меньшей суммой. Россияне летом, например, обещали инвестировать в наше производство более $3 млн.