Их испортил земельный вопрос

В Хозяйственном суде Киева рассматривается очередное "громкое" дело, связанное с землей: компания "Площадь Европы" подала иск к Киевраде. Истец ставит под сомнение законность выделения тресту "Киевгорстрой-1 им. М. Загороднего" земельного участка в урочищ

В Хозяйственном суде Киева рассматривается очередное "громкое" дело, связанное с землей: компания "Площадь Европы" подала иск к Киевраде. Истец ставит под сомнение законность выделения тресту "Киевгорстрой-1 им. М. Загороднего" земельного участка в урочище Гончары-Кожумяки, на котором ныне идет строительство "аристократического квартала" "Воздвиженка". Суд решил частично приостановить действие соответствующего решения Киеврады

В Хозяйственном суде нам отказались предоставить информацию о сути конфликта. По словам одного из работников суда, "пока дело не решено, никто не будет давать никаких комментариев". Хотя подтвердили, что, приступив к рассмотрению материалов дела, Хозяйственный суд запретил осуществлять какие-либо действия, связанные с решением Киеврады о передаче земельного участка в размере 3,16 га "Киевгорстрою-1" (всего за трестом "закреплено" 8 га). "Суд так поступает довольно часто: по ходатайству истца приостанавливает действие какого-либо нормативного акта или постановления, законность которого обжалуется или оспаривается", — прокомментировал ситуацию адвокат Андрей Непомнящий.

Что планировала построить "Площадь Европы"

В исковом заявлении написано, что в 2003 году Киеврада приняла решение о выделении предприятию "Площадь Европы" в аренду на пять лет земельного участка в размере 3,16 га в урочище Гончары-Кожумяки.

По данным неофициальных источников, приближенных к земельным органам, нам стало известно, что компания "Площадь Европы" планировала построить так называемый европейский квартал, который состоял бы из элитных домов, возведенных в европейском стиле. Концепция, разработанная специалистами мастерской известного архитектора Александра Колесникова, была одобрена Градостроительным советом. Согласно идейному замыслу, квартал должен нести некую атмосферу европейской жизни, состоять из домов, в которых будут открыты выставочные залы, объекты общественного питания и т. д. В подземном пространстве планировалось сооружение супермаркета, паркингов, кинотеатров и ресторанов. Предусматривалось открыть и небольшую гостиницу. Авторы концепции даже высказали идею строительства второго фуникулера, который соединил бы европейский квартал со Львовской площадью.

"Работы планировалось начать весной 2003 года, — говорил Стефан Биро, директор предприятия "Площадь Европы" в 2003 году. — Однако реальные сроки строительства будут установлены с учетом скорости прохождения процедур оформления и согласования необходимых документов. Завершить строительство планируется в течение 2-2,5 лет. Мы планируем привлечь исключительно иностранные инвестиции, однако вести строительные работы будут в основном украинские подрядчики", — уверял два года назад Биро.

Однако 23 декабря 2004 года Киеврада приняла новое решение: фирме "Площадь Европы" землю не передавать, а передать ее тресту "Киевгорстрой-1" для ведения работ по жилищному строительству. Киеврада аргументировала свою позицию тем, что "Площадь Европы", в нарушение действующего законодательства и взятых на себя обязательств, не заключила договор аренды участка.

Что строит "Киевгорстрой-1"

Согласно проекту, который осуществляет трест "Киевгорстрой-1", квартал должен быть застроен двух-, трех- и четырехэтажными коттеджами улучшенной планировки. "Здесь, в районе улиц Кожумяцкая, Дегтярная и Гончарная, будут возведены прекрасные малоэтажные домики-усадьбы, которые органично впишутся в историко-архитектурный ансамбль древнего Подола", — сказал председатель наблюдательного совета треста "Киевгорстрой-1" Алексей Омельяненко.

Проект предусматривает шесть очередей застройки. Всего планируется возвести 110 домиков, среди них — ни одного одинакового. "Все они будут выдержаны в проектировочной манере второй половины позапрошлого века, в которой тщательность строительного исполнения соединена с ненавязчивостью архитектурного решения. Дома украшены колоннами и портиками — древними архитектурными символами величия и надежности. Каждая усадьба имеет внутренний дворик", — сказал нам председатель наблюдательного совета треста.

Наша репортерская группа посетила строительные площадки в урочище Гончары-Кожумяки. Никто из рабочих ничего не слышал о приостановлении действия решения Киеврада, все строительные работы проводятся в запланированном объеме. Когда мы приехали, на одном из будущих зданий велось бетонирование фундамента. Здесь мы познакомились с Кириллом Сергийчуком, прорабом СМУ-2 — одного из трех задействованных строительно-монтажных управлений треста. "Нам никаких указаний не поступало, работаем в привычном ритме, — говорит Кирилл Владимирович. — Все работы ведутся четко по графику". То же самое подтвердил и главный инженер СМУ-2 Василий Бараненко: "Мы работаем по заданному плану, — сказал собеседник, показывая "простынь" из всевозможных графиков и таблиц. — Остановить стройку в один миг невозможно. Да и не нужно этого: земля-то простаивает не первый год! Насколько мне известно, на спорном участке строительство еще не началось. Наше дело — строить жилье".

Хождение по арендным мукам

А вот с руководителем компании "Площадь Европы" Светланой Загребельной пообщаться оказалось непросто. Такого названия — "Площадь Европы" — нет ни в одном телефонном справочнике, а на исковом заявлении стоит адрес: "ул. Щусева, 36, кв. 146".

"О компании "Площадь Европы" мы слышали, — сказал нам один из сотрудников юридической службы треста, пожелавший остаться неназванным. — Нам известны ее расчетные счета, где и когда она была зарегистрирована, какая структура выступила учредителем… Нам также достоверно известно, что у этой компании отсутствует необходимая разрешительная и проектная документация, нет опыта работы в строительстве. Отсутствуют и производственные мощности — их попросту никогда и не было", — сказали нам в тресте "Киевгорстрой-1".

В телефонном интервью госпожа Загребельная рассказала свою версию этой истории. По ее словам, несколько лет назад некий солидный инвестор предложил киевским властям проект европейского квартала. Чиновники приняли идею "на ура", предложили участок в урочище Гончары-Кожумяки. Правда, земля там использовалась неэффективно, требовались значительные затраты по инженерной подготовке территории. Тем не менее, инвестор согласился работать. Чиновники, однако, выставили небольшое условие: землю можно передать в аренду не иностранному предприятию, а совместному, в состав учредителей которого вошли бы и украинские, и иностранные субъекты. Такое предприятие было создано — "Площадь Европы". Киеврада приняла решение о передаче этому предприятию земельного участка сроком на пять лет. После этого, по словам г-жи Загребельной, "Площадь Европы" несколько раз обращалась в различные инстанции с просьбой заключить договор аренды, как это предусмотрено существующей процедурой. Некоторые письма остались без ответа. "А потом, — вспоминает Светлана Загребельная, — поступило оригинальное предложение: мол, землю берите не в аренду, а покупайте, цена — $5 млн. за гектар. Инвестор был согласен и на это условие, однако есть загвоздка: земля в заповедной зоне продаже не подлежит. "Ничего, — сказали чиновники, — мы все оформим как надо". И предложили нам за услуги перечислить $1 млн. — на развитие города. Предприятие согласилось и на это условие, мы запросили номер банковского счета. Но чиновники такого счета не дали", — говорит Загребельная. Кстати, согласно закону, земля может передаваться совместным предприятиям в собственность только по согласованию с Кабмином. Однако правительство, ссылаясь на особый статус участка (он, напомним, находится в охранной зоне), не согласилось разрешить приватизацию. "После этого предприятие еще несколько раз обращалось к городским властям, — продолжила свой рассказ руководительница компании "Площадь Европы", — с просьбой заключить договор аренды, как это предусмотрено решением Киеврады. Инвестор был готов подписать такой договор практически на любых условиях. Но неожиданно объявили, что "Площадь Европы" не заключила договор, и передали участок в аренду тресту "Киевгорстрой-1". Я надеюсь на позитивное решение спора в суде", — резюмировала Светлана Загребельная.

Сколько это стоит?

Собиралась ли компания "Площадь Европы" вложить $100 млн. — вопрос открытый. По информации треста "Киевгорстрой-1", она уже вложила в строительство 90 млн. грн. и собирается вложить еще не менее $250 млн. Если решение о выделении участка отменят, кто возместит убытки?

Совет юриста

Степан Скрипка, ведущий юрист консалтинговой компании "Юре-ком":

— Компаниям-застройщикам я бы посоветовал тщательно оформлять всю земельную и строительную документацию, изучать "прошлое" каждого участка, попытаться самостоятельно организовать общественные слушания. Наверное, будете удивлены, но некоторые компании, в том числе и очень известные, подходят к вопросу оформления документов, скажем так, поверхностно.

Мне известно, что некоторые строительные организации города перед тем, как подать заявку на выделение того или иного участка, по почте направляют жителям близлежащих домов письма: вы согласны с будущим строительством? И бывает, что по результатам откликов компания берется обязательно разбить парк, привести в порядок придомовую территорию, построить остановку… Такая линия поведения, по моему глубокому убеждению, выгодна инвестору: в этом случае он получает уверенность, что никто землю под давлением формальных юридических аргументов не отберет. Также возможно страхование имущественного риска инвестора при реализации того или иного проекта — в случае провала инвестору будут возвращены вложенные деньги, пусть и не полностью, но в значительной степени.