IP-телефония: через тернии к лаврам

Cisco Systems — лидер по производству телекоммуникационного оборудования, и Yankee Group — международная организация, занимающаяся рыночными исследованиями и глобальными прогнозами по внедрению новых технологий, предоставили отчет, согласно которому, рост

Cisco Systems — лидер по производству телекоммуникационного оборудования, и Yankee Group — международная организация, занимающаяся рыночными исследованиями и глобальными прогнозами по внедрению новых технологий, предоставили отчет, согласно которому, рост спроса на IP-сети уже в 2002 году увеличит интернет-трафик в 4 раза и нанесет серьезный удар по конкурентоспособности компаний, предоставляющих услуги традиционной телефонной связи

Такой молодой сегмент е-бизнеса, как IP-телефония, стремительно вытесняет своих конкурентов. Он пытается быть везде, и даже в космосе. Да-да, это не шутка. На днях американский астронавт Марша Айвин впервые в истории человечества сделала два телефонных звонка с борта челнока "Атлантис" на землю с помощью IP-телефона. Марша загрузила на своем компьютере SoftPhone (дословно: телефон-программа) и оторвала от дел руководителя полета звонком телефона, стоящего на его рабочем столе.

В настоящее время в мире лишь 5% пользователей персональных компьютеров используют их для телефонных звонков через Интернет. По прогнозам компании Ovum, проводящей маркетинговые исследования в области электронных коммуникаций, их доля к 2006 году должна вырасти до 23%. А прогнозируемые общие доходы от IP-телефонии в 2005 году составят $6,2 млрд. Быстрый рост спроса на услуги в этом сегменте рынка можно объяснить улучшением качества и простотой пользования. Помимо недорогих (порой бесплатных) тарифов, компании-провайдеры предлагают использование передачи унифицированных сообщений и голосовой почты, столь популярных в мобильной связи. Все это способствует росту популярности компьютерной телефонии во всем мире.

Смелые прогнозы, как ни странно, имеют под ногами твердую почву, так как в 1999 году суммарный объем международных переговоров по протоколу IP вырос более чем на 1000% и составил 1,7 млрд. минут (в 1998 г. эта цифра еле насчитывала 150 млн. минут). Общее количество пользователей IP-телефонии в мире уже составляет 1,5 млрд. (это население Китая). В конце 1999 года было около 16 млн.

У нашего ближайшего соседа — России, которая, к сожалению, всегда опережает нас в развитии новых технологий, рынок компьютерной телефонии развивается в среднем на 20-30% в год, даже во время кризиса, что характеризует данные услуги как "спасательный круг", который так необходим для международной связи в сложном финансовом положении и должен стать выгодной альтернативой традиционным видам связи. Наблюдается снижение цен как на услуги, так и на оборудование, необходимое для операторов. Теперь первоначальные затраты оператора, пришедшего на рынок, составляют около $10 тис.

Данный сегмент рынка — это широченное поле действий для рекламщиков. Уже сейчас пользователи могут бесплатно звонить с персонального компьютера из США в более чем 30 стран, благодаря размещению рекламы на серверах провайдеров и предложениям посетить сайты рекламодателя, заработав тем самым льготные минуты. Хотя некоторые аналитики считают это явление временным, связывая это с попытками операторов привлечь абонентов. Но не надо преуменьшать роль рекламы и готовность компаний платить за нее. Взять, к примеру, эффективно работающую систему прослушивания рекламы по мобильным и локальным телефонам, за это пользователи получают возможность бесплатного общения на протяжении нескольких лет. На днях такая услуга была предоставлена одним из китайских операторов. Огромный вклад в расширение количества абонентов несомненно внесут интернет-порталы Yahoo и MSN, которые в начале 2000 года начали предлагать своим посетителям звонки по IP-протоколу.

Прогнозируется, что уже через пару лет передача голоса по протоколу IP, а также высокоскоростная передача данных, которые сейчас являются редкостью, станут банальными вещами нашей повседневной жизни.

Но не все так хорошо, как кажется. Всегда должен быть тот, кто вставляет палки в колеса. Это конкуренты. Например, государство, которое боится потерять прибыль от традиционных телекомов, находящихся в государственной собственности. Компьютерная телефония развивается более чем в 100 странах. Но правительства более чем 35 из них ввели ограничения на передачу голоса (и в некоторых случаях на факсимильные сообщения) по IP-сетям. Среди этих стран — Индия, Турция, Таиланд, Куба, Нигерия. Основные причины таких ограничений — это, как уже отмечалось, отстранение сильного конкурента, а также то, что передача сообщений по IP-протоколу позволяет обойти существующие рамки государственного и финансового контроля.

В начале этого года правительство Тайваня существенно снизило уровень регулирования в этом сегменте е-бизнеса. После снятия многолетней госмонополии компании Chunghwa Telecom, появилось до десятка новых телекомов, готовых предоставлять услуги международной связи по IP-протоколу. И результат не заставил себя ждать. Уже через несколько месяцев, Clarent Corp., лидер по производству оборудования для передачи сообщений по IP-сетям, основываясь на запросах потребителей, заявило о десятикратном росте рынка компьютерной телефонии в данной стране на протяжении 2001 года. Компания рассчитывает продать в этом году в Тайвань оборудования на общую сумму около $62,5 млн.

Справка

Интернет-телефония на данный момент составляет 3,2 процента всех международных телефонных разговоров, однако по прогнозам специалистов эта цифра должна вырасти до 40 процентов уже к 2004 году. IP –телефония во всем мире является способом сокращения расходов на международные переговоры как для операторов, так и, соответственно, для абонентов.