Из пушки по воробьям

15 октября НБУ вышел на наличный межбанк и даже ввел 2%-ный валютный коридор. Зачем? Перефразируя избитую фразу, можно сказать, что Украина — страна контрастов. На фоне официального укрепления гривни на наличном рынке происходили прямо противоположные про

15 октября НБУ вышел на наличный межбанк и даже ввел 2%-ный валютный коридор. Зачем? Перефразируя избитую фразу, можно сказать, что Украина — страна контрастов. На фоне официального укрепления гривни на наличном рынке происходили прямо противоположные процессы. Напомним, что начиная с прошлого года, население все больше доверяло гривне, чему способствовала стабильность курса. Весь этот год украинцы больше продавал и валюту, нежели покупали. До осени не было ни недели, чтобы было наоборот. И вдруг население начало скупать доллары, что вызывало рост наличного курса, но Нацбанк списал все на сезонные тенденции. НБУ можно понять: он не хотел констатацией ажиотажа провоц ировать стадный инстинкт. Однако в прошлом году ничего подобного не наблюдалось.

Да, изредка спрос немного превышал предложение. Но, повторюсь, — изредка, а не полтора месяца подряд, немного, а не вдвое. Вроде бы и пенсионеры не скупают доллары за свои повышенные пенсии, и всем остальным бояться объективно нечего — обваливаться гривня не собирается, учитывая объемы притока СКВ в страну. Ведь объемы резервов НБУ (свыше $12 млрд.) таковы, что пошатнуть национальную валюту, наверное, под силу лишь Соросу. Видимо, вся эта "наличная" возня — сугубо предвыборный эффект.

Судя по всему, во избежание не только валютных, но и политических спекуляций НБУ решил действовать с запасом. Не соблазнился центробанк даже тем, что повышенный спрос на валюту снижал давление на валютном рынке в целом, поскольку хоть немного компенсировал поступления СКВ. Да, в Нацбанке позитивно оценивают спрос населения на иностранную валюту, считая, что его повышение задерживает темпы роста инфляции (ибо в таком случае можно будет выпускать меньше гривни). Но довольно жесткие меры, несмотря на это, все-таки ввели. Причем, если выход НБУ на наличный межбанк является вполне рыночным ходом, то 2%-ный валютный коридор — чистой воды административная мера. Последний раз к ней пришлось прибегнуть после кризиса 1998 года. Но если тогда речь шла действительно о кризисе, то сейчас ее использование напоминает стрельбу по воробьям из пушки. Похоже, причина такого усердия — все те же выборы.