Каспийская нефть стремится в Европу

ГУАМ в новом формате доказывает свою эффективность конкретными действиями и проектами. Начал обретать реальные формы проект транспортировки каспийской нефти через Украину

ГУАМ в новом формате доказывает свою эффективность конкретными действиями и проектами. Начал обретать реальные формы проект транспортировки каспийской нефти через Украину

Формирование вектора

Энергетическая составляющая проекта Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ — сформировалась под влиянием новых тенденций в экономике практически всех стан мира, ощутивших в той или иной мере угрозу высокой зависимости от энергетических ресурсов из одного источника и опасности их использования в политических целях. Энергетическая безопасность государства стала в один ряд с безопасностью в сфере обороны и экономики.

Неоднократные предложения Украины о создании в рамках СНГ или ЕЭП зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, что позволило бы в том числе существенно снизить цену на сырую нефть и природный газ для ее участников, не находили поддержки со стороны России. По крайней мере, российская сторона настаивала на ряде дополнительных условий (участии Украины в таможенном союзе в рамках ЕЭП и др.), а также предлагала сохранить ряд изъятий и ограничений до 2012 года.

Такие условия (особенно временные рамки) не отвечали интересам Украины и других участников ГУАМ. Именно по этой причине и активизировался процесс трансформации ГУАМ в международную организацию с ярко выраженной энергетической составляющей и созданием зоны свободной торговли.

В этом заинтересован Азербайджан как поставщик нефти и Грузия с Украиной как страны, по территории которых может осуществляться транзит азербайджанской нефти.

Кроме того, для азербайджанской нефти открывается новый рынок стран Центральной Европы. Ключевым звеном в этом проекте должен стать нефтепровод Одесса — Броды — Плоцк, о чем говорил во время саммита ГУАМ в Киеве президент В. Ющенко.

Саммит ГУАМ в Киеве также дал толчок многим инициативам, таким как участие Азербайджана в проекте строительства завода по глубокой переработке нефти в Бродах, по проектам строительства дополнительного нефтяного терминала в Одессе и даже о создании сети заправочных станций, где бы Азербайджан имел свой интерес.

Новостью этой недели стало активное участие Украины в 13-й Каспийской международной нефтегазовой конференции, которая проходила в Баку, в ходе которой был представлен бизнес-план проекта Одесса — Броды — Плоцк. Президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев провел встречу с украинской делегацией, в которую входили представители "Укртранснафты" и "Укрнафты". Господин Абдуллаев подтвердил интерес Азербайджана к использованию трубопровода Одесса — Броды — Плоцк, как альтернативного канала по транспортировке азербайджанской нефти в ЕС.

Три страны-члены ГУАМ — Азербайджан как владелец ресурса, Грузия как необходимый транзитный элемент во всех направлениях и Украина как связующее звено с расширенным ЕС — формируют собой новый энергетический коридор в Европу. Вопрос даже не в том, что это выгодно для Украины и Азербайджана, инициативу проявляет Европейский Союз. Отношение ЕС к Каспийскому региону в последнее время кардинальным образом изменилось. На это, конечно, повлияли непростые отношения в энергетической сфере между ЕС и Россией. Но основа интереса заключается в желании диверсифицировать поставки энергоресурсов в Европу. Потенциал Каспия в этом смысле очень высок, поскольку, например, запасы шельфа Северного моря (один из основных источников) постепенно истощаются, в то время как разработка ресурсов Каспия только начинается.

Свою важную роль в схеме формирования энергетического коридора играет Грузия, прежде всего как главный транзитер энергоресурсов из Каспия. Так, грузинской стороной на саммите ГУАМ в Киеве была презентована концепция строительства нового газопровода Грузия — Украина — ЕС. Главным источником ресурса должно стать месторождение Шах Дениз в Азербайджане, запасы которого оцениваются в 878 млрд. кубометров. Пропускная способность газопровода на первом этапе должна составить 8 млрд. кубометров газа в год. После реализации запланированных трех этапов суммарная мощность газопровода достигнет 32 млрд. куб. м. Длина нового трубопровода составит около 1000 км, из которых 700 км пройдут по морскому дну, 200 км — по территории Украины и 100 км по территории Грузии. Но это еще не все, рассматривается возможность строительства и дальше, по трассе нефтепровода Одесса — Броды. Подобный подход реализован в проекте БТД, где параллельно проходят газо- и нефтепровод.

Между спросом и предложением

Каспийская нефть ищет выход на европейские энергетические рынки. Искать новые транспортные пути в Черноморском регионе заставляет перегруженность пролива Босфор. С целью снизить нагрузку на Босфор был построен трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). Теперь становится очевидным, что только БТД для этого недостаточно. Экспортный потенциал Казахстана и Азербайджана к 2010 году может превысить существующие на данный момент транспортные возможности по поставкам нефти в Черноморском регионе. По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, уровень добычи нефти в стране в 2007 году превысит 37 млн. тонн. К 2008 году в Азербайджане ежегодно будет добываться около 60 млн. тонн нефти. При подписании в 1994 году контракта на разработку месторождений Азери, Чираг и Гюнашли их нефтяной ресурс был оценен в 400 млн. тонн. После проведенной дополнительной разведки, подтвержденные запасы уже превысили 1 млрд. тонн. Предполагается, что уже к 2010 году главные месторождения — Азери, Чираг, Гюнашли — выйдут на уровень годовой добычи под 50 млн. тонн нефти в год. Именно поэтому Азербайджан заинтересован в создании альтернативных каналов вывода своей нефти на европейские рынки.

Украина здесь имеет огромное преимущество, поскольку есть уже построенный трубопровод, который соединен с европейской трубопроводной системой. И дальнейшая реализация проекта Одесса — Броды — Плоцк требует последовательной государственной политики, а не колебаний в ту или иную сторону в зависимости от смены правительства, руководителей профильного министерства, НАК "Нафтогаз Украины" или ОАО "Укртранснафта".

Необходимо тесное взаимодействие на межгосударственном уровне и на уровне субъектов хозяйственной деятельности — поставщиков, транзитеров и потребителей каспийской нефти.

Проект не выдержит испытание на прочность, если в очередной раз мы откажемся от планов транспортировки по нему нефти в направлении Одесса — Броды и дальше в европейские страны или же ограничимся поставками по нему нефти только для отечественных НПЗ.