- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Компании, инвестирующие в Туркменистан, лишены льгот
Еще в начале октября 2000 года президенты Украины и Туркменистана Леонид Кучма и Сапармурат Ниязов издали совместное распоряжение, согласно которому Украина в счет оплаты за поставки туркменского газа обязалась осуществить в этой стране ряд инвестиционных проектов. В частности, наша страна должна была спроектировать, поставить оборудование и построить "под ключ" новую компрессорную станцию на месторождении Дерялик (стоимость — $90 млн.); реконструировать и модернизировать технологические установки ВО "Мариазот" (стоимость-$30 млн.), а также спроектировать и построить железнодорожный мост через реку Амударью (стоимость — $123 млн.). Взамен Туркменистан должен поставлять в Украину свой газ. В этом году он согласился экспортировать в нашу страну 34 млрд. куб. м газа. Для того чтобы уменьшить налоговые отчисления с инвестиционных проектов украинских предприятий в Туркменистане, Верховная Рада по инициативе Кабмина в начале марта этого года приняла Закон "Об обеспечении реализации инвестиционных проектов в Туркменистане". Им предусматривалось, что подлежащая налогообложению прибыль предприятий пропорционально уменьшается на сумму их валового дохода от реализации инвестиционных проектов в Туркменистане. Кроме этого, Закон освободил украинские предприятия от уплаты ввозной пошлины на материалы, оборудование и комплектующие изделия (кроме подакцизных), необходимые для производства товаров, которые в последующем должны быть вывезены за пределы Украины для реализации инвестиционных проектов в Туркменистане. При этом такие льготы предоставляются только на те материалы, оборудование и комплектующие изделия для "туркменских" товаров, которые либо в Украине не выпускаются, либо не отвечают требованиям заказчиков, определенных в контрактах. Согласно данному закону, Кабмин должен был утвердить перечень предприятий, имеющих право на получение таких льгот.
Аргументация Президента, наложившего вето на данный закон, пока неизвестна. Однако очевидно, что закон имеет ряд существенных недостатков. К примеру, применение его положений на практике позволит предприятиям существенно уменьшать свои обязательства по уплате налога на прибыль через увеличение доходов от инвестиционных проектов в Туркменистане (зачастую не совсем экономически обусловленных и нередко просто завышенных). Не исключено также, что с принятием такого закона некоторые предприятия попытаются ввозить в беспошлинном режиме материалы с целью производства товаров, которые якобы в дальнейшем будут вывезены в Туркменистан, однако на практике попадут по совсем другим адресам.