Конкуренты идут на рекорд

Прошлый год стал рекордным для ведущих авиастроительных концернов — европейского Airbus и американского Boeing. Вместе компании получили заказов на строительство более 2 тыс. самолетов. Наиболее перспективными рынками для вечных конкурентов становятся Кит
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Прошлый год стал рекордным для ведущих авиастроительных концернов — европейского Airbus и американского Boeing . Вместе компании получили заказов на строительство более 2 тыс. самолетов. Наиболее перспективными рынками для вечных конкурентов становятся Китай, Индия и другие страны Азии

Несмотря на жесткую конкуренцию, 2005 год принес европейскому Airbus 1111 контрактов, или 1055 "чистых" заказов, за вычетом отмен или не увенчавшихся успехом переговоров. В то же время Boeing подписал 1029 контрактов, из которых "чистых" — 1002. Таким образом, победа по количественному фактору уже пятый год подряд досталась французским авиастроителям. По итогам прошедшего года, обоим авиапроизводителям удалось побить свои собственные рекорды по заказам на поставку самолетов. Кроме того, представители Airbus объявили, что превысили рекордное количество в 1107 лайнеров, проданных в 1989 году совместно компаниями Boeing и McDonnell Douglas. Однако американские авиастроители не подтверждают этот факт, уверяя, что нет точных данных о продажах за указанный год, и данная цифра только "неподтвержденная информация".

Своими высокими показателями по количеству заключенных контрактов Airbus обязан лайнерам серии A320, в которой представлены четыре вида самолетов вместимостью от 107 до 185 пассажиров. Именно эта серия обеспечила французскому авиастроительному гиганту львиную долю заказов и огромную прибыль. Однако Boeing "перегнал" французов по продаже более дорогих широкофюзеляжных самолетов. Даже Airbus вынужден был признать победу своих американских конкурентов на рынке "двухпроходных" самолетов. Лишь около 17% заказов Airbus пришлось на поставку широкофюзеляжных лайнеров. Приближаясь к концу года с такими показателями, для Airbus казалось почти невозможным догнать Boeing — такая возможность исключалась практически всеми аналитиками, работающими в сфере авиапромышленности. Однако уже в декабре 2005 года Airbus посчастливилось заключить контракт на поставку 687 самолетов. Среди них заказы на 70 лайнеров от Aercap, поставку 60 лайнеров для индийских авиалиний Air Deccan и Kingfisher, а также крупнейший заказ от Китая, когда в ходе визита премьер-министра КНР Вэнь Цзябао во Францию китайская сторона заключила контракт с европейцами о покупке 150 самолетов. "У нас был очень загруженный декабрь", — отметил руководитель Airbus Густав Хамберт.

"Без заказов Китая Airbus закончил бы год с цифрой в 905 проданных самолетов, как прогнозировали аналитики и обозреватели авиапромышленности", — отметил Скотт Гамильтон, владелец компании, близкой к авиаиндустрии.

По словам Рэнди Базелера, вице-президента Boeing по маркетингу, его компания не принимает во внимание китайский заказ до тех пор, пока Airbus не подпишет отдельные договора с теми авиалиниями, которым и предназначаются эти самолеты. "В прошлом году Boeing также получил заказ от китайского правительства на поставку 150 самолетов, однако в отчете за 2005 год руководство авиаконцерна учло только 50, о покупке которых были подписаны соответствующие договора с самими авиалиниями. Остальные 100 будут учтены уже за 2006 год, так как контракты будут заключены именно в этом году", — отметил Рэнди Базелер. По мнению Ричарда Абулафии, аналитика из Teal Group, символичен тот факт, что Airbus поспешил вносить в свой годовой отчет заказ Китая для того, чтобы опередить Boeing. "Тот факт, что Airbus почувствовал, что это необходимо сделать, вызывает определенные вопросы", — сказал Абулафия, выражая сомнение в конкурентоспособности французского авиастроительного концерна. По словам аналитика, у Airbus значительные проблемы в стратегии развития и улучшения качества своей продукции. "Через год или два Airbus будет нечего продавать, его предложение ограничится только двумя сериями самолетов", — сказал Абулафия.

Самолет в день

В 2005 году Airbus поставил 387 самолетов различным авиалиниям, Boeing — 290. По результатам года, наиболее востребованной серией самолетов Airbus были лайнеры A230 (два двигателя, 250-375 мест) — 918 заказов, у Boeing популярностью пользовалась серия 737 (два двигателя, 85-215 мест), получившая 574 заказа. Всего 15 заказов поступило Airbus на широкофюзеляжные A340 (четыре двигателя), тогда как Boeing получил заказ на 153 самолета серии 777 (два двигателя)