Контора пишет и клеит

Первая ласточка приближающихся выборов — начало движения в будущих избирательных штабах. Пока это только партийные ячейки, официально назвать штабами их можно будет только после выдвижения кандидатов в президенты. В данном случае — не ранее июня. Но как и

Первая ласточка приближающихся выборов — начало движения в будущих избирательных штабах. Пока это только партийные ячейки, официально назвать штабами их можно будет только после выдвижения кандидатов в президенты. В данном случае — не ранее июня. Но как их ни называй, а работа там уже кипит

Разумеется, для политических сил и их лидеров президентские выборы — это шанс прийти к власти или удержать эту самую власть в своих руках. Поэтому официального старта избирательной кампании здесь не ждут. Некоторые представительства не прерывали работу еще с парламентских выборов, другие включились в процесс позже, когда в картах их претендента появились крупные козыри.
К последним стоит отнести Партию регионов, которая начала готовиться к президентской кампании с зимы, когда президентские перспективы премьера Януковича стали приобретать более реальные очертания. К весне, например, донецкий офис Партии регионов, как сообщили "Инвестгазете"источники в этой партийной ячейке, стал обрастать профессионалами. На работу взяли около 40 специалистов со стороны, имеющих опыт работы на выборах. Сейчас они ведут работу с кадрами в низших — городских, районных и сельских ячейках. Всего в штабе четыре отдела: работает (на ставке) около 120 — 150 человек. Большинство из них мотается в командировки по региону. Кстати, структура штаба стандартная для всех политических сил, другое дело, что такие партии, как КПУ и СоцПУ, экономят на расходах и создают штабы такого размаха только в центре — в киевском представительстве партий. Это — PR-отдел, пресс-служба, аналитический отдел и орготдел. Каждый из них имеет подотделы, которые курируют отдельные подотчетные районы или же различные сферы деятельности. Например, в PR-отделе есть команда по агитации, по размещению заказных материалов, креативный блок и т. д.
Средняя зарплата у "штабистов" — $300. Для Донецка — это приличные деньги. Например, столько же здесь получает ведущий журналист газеты "Салон Дона и Басса". Впрочем, работая в штабе, можно получать и немалые бонусы — завышая суммы расходов в смете, либо экономя на мелочах. Например, на транспорте, на бензине, на канцтоварах и оргтехнике.
Разумеется, работать в Донецке Партии регионов легко — власть не только активно содействует партийным работникам, но и помогает кадрами, техникой, базой данных. По словам того же источника, "непонятно, что можно считать штабом — обладминистрацию или наш офис".
Другое дело — представительство блока "Наша Украина" в Винницкой области, где также побывал корреспондент "Инвестгазеты". До парламентских выборов руководство области было лояльно настроено к этой политической силе, однако после смены губернатора работать "Нашей Украине" стало сложнее. Как утверждают источники в штабе, по понятным причинам попросившие остаться неназванными, после участившихся случаев покушений на членов партий, которые входят в состав "НУ", здесь особое внимание уделяется охране офиса. Собственная безопасность также тревожит сотрудников. Основная проблема штаба — недостаточное и несвоевременное финансирование. Задержки с выплатой зарплаты здесь (как, впрочем, и в других штабах этого блока) регулярны. Зарплата в среднем составляет около $150 для специалиста и $70 — 80 у рядовых сотрудников. Всего в штабе работают около 100 человек, большинство — члены региональных ячеек обоих Рухов и ПРП.
Режим работы для штабов, в которых удалось побывать корреспондентам "Инвестгазеты", — типичен. Рабочий день начинается в 8.30 с кофе и обсуждения последних новостей. В 9.00 руководители отделов и подотделов проводят планерку, чаще всего сопровождаемую тем же кофе, но уже с коньяком. Атмосфера — демократичная. На столе — ватман из четырех склеенных листов формата А1. На нем — схемы районных штабов и план на день, наброски к которому готовились накануне. Сначала отчет о проделанном за предыдущий день. Отчитываются аналитики: подотдел мониторинга прессы, который отслеживал в местных СМИ информацию о лидере. Аналитическая записка составляет 3 — 4 cтандартные страницы. После этого планируется работа для пресс-службы на день или несколько дней вперед. Далее идет работа с PR-отделом: выслушиваются предложения по креативу, составляется план реализации, назначается график поездок по региону, планируется создание (или активизация) сельских и районных в городах партийных ячеек и т.д. Орготдел докладывает о запланированных акциях, пресс-конференциях и подготовке заказных материалов, а также составляет смету, которая отправляется в Киев. Заканчивается рабочий день около 21 — 22 часов. И это, как утверждают опытные сотрудники, еще только начало. В ходе избирательной кампании работы будет больше, и рабочий день — длиннее.

Сколько это стоит

Президентские выборы будут стоить каждому реальному кандидату до ста миллионов долларов. Как подсчитали в Комитете избирателей Украины, за рекламу на телевидении кандидаты заплатят по $15 млн. В такую же сумму обойдутся материалы в печатных СМИ. На агитационные материалы кандидатам придется потратить по $10 млн. Остальные — свыше $70 млн. — будут использованы на избирательные штабы, транспорт, аренду. Как отметил глава КИУ Игорь Попов, реальная сумма может быть еще выше, ибо существенную часть средств обычно разворовывают в штабах. По его подсчетам, основные претенденты уже потратили на подготовку выборов — решение кадрового вопроса, туры и покупку СМИ — от 5 до 15 миллионов долларов