МАУ ожидают внешних вливаний

Сегодня в Украине насчитывается более 70 авиакомпаний (в России около 400), из которых 80% работают сезонно (в основном, летом, осуществляя чартерные рейсы) или получили лицензию на осуществление одного рейса, главным образом за границу — в Стамбул, Хурга

Сегодня в Украине насчитывается более 70 авиакомпаний (в России около 400), из которых 80% работают сезонно (в основном, летом, осуществляя чартерные рейсы) или получили лицензию на осуществление одного рейса, главным образом за границу — в Стамбул, Хургаду и на другие направления. Большая часть воздушных перелетов как внутри страны, так и за пределы совершается несколькими авиакомпаниями: "Международные авиалинии Украины" (МАУ), "Авиалинии Украины" (АУ), "Аэросвит", "Днепроавиа", "Крым". Среди первой тройки стабильностью в выполнении регулярных рейсов, пополнении воздушного флота, надежностью в сфере обеспечения безопасности пассажиров выделяются МАУ. Именно перед ними была поставлена задача — создать постоянный воздушный мост между Украиной и странами Западной Европы. Сегодня на МАУ приходится 37% международных авиаперевозок из Украины в этот регион Старого Света. И несмотря на экономические трудности, пассажиропоток, перевозимый МАУ, ежегодно увеличивается

Стратегической целью МАУ изначально была организация деятельности авиакомпании, направленной на создание базы для конкуренции на равных с западными авиакомпаниями. В соответствии с разработанной программой были получены самолеты в лизинг, внедрена сеть маршрутов, сориентированных на Западную Европу, — важнейший и напряженный рынок. МАУ удалось не только завоевать там свое место, а главное — удержаться на нем. Учитывая невозможность иметь прямой доступ ко всем пунктам назначения, к которым в Украине есть интерес, одной из составляющих успешной деятельности стала кооперация и сотрудничество с иностранными авиакомпаниями с целью транспортировки пассажиров с вылетом из Киева в государства Западной Европы и с последующей пересадкой на рейсы основных международных авиакомпаний, чтобы достичь других уголков планеты. Среди партнеров МАУ — "Air France", "Austrian Airlines", "Swissair", "British Airways", "British Midland", "Finnair", "Iberia", "KLM", "Lufthansa", "Sabena", "TWA", "Royal Air Maroc", "Сontinental", "Air New Zealand" и другие. Сегодня МАУ имеют договора интерлайна со 126 международными авиакомпаниями и более 25 договоров о совместной эксплуатации авиалиний. Благодаря этому украинский авиаперевозчик способен доставить пассажиров в 2 900 пунктов назначения по всему миру. Тактикой МАУ, по свидетельству вице-президента МАУ Ю. Мирошникова, является сотрудничество, а не конкуренция. У нас недостаточно сил, чтобы конкурировать жестко с западными авиакомпаниями, поэтому авиакомпания перевела конкуренцию в рамки сотрудничества.

Сегодня МАУ являются совместным акционерным обществом закрытого типа, основателями которого стали: Фонд государственного имущества Украины (имеет 68,37% акций), авиакомпании "Austrian Airlines" и "Swissair" (25%) и группа "FI" (6,63%). В обозримом будущем возможны изменения в структуре компании. МАУ ожидают внешних вливаний, и в первую очередь, со стороны отечественных структур. Тогда можно будет уменьшить долю государства до 51%. Необходимо подчеркнуть, что на Западе никто не хочет работать с авиакомпанией, в которой 100%-ный пакет акций принадлежит государству. Даже МАУ упрекают в том, что у них высокий удельный вес государства.

Сейчас в своем распоряжении МАУ имеют пять самолетов "Boeing". Кстати, авиакомпания — единственная в Украине, которая приобрела самолет (пока один) непосредственно у изготовителей. На весну 2002 года запланировано получение "Boeing-737-700" на 130 мест из американского Сиэтла. Планировалось, что американцы поставят современный лайнер еще в 2001 году, но по экономическим соображениям авиакомпания отодвинула его поставку на 2002 год. Планируется, что новый "Boeing" будет эксплуатироваться на маршрутах в дальние страны Европы (возможно, будет совершаться рейс на Канарские острова), Ближнего Востока и Северной Африки. На североафриканском направлении МАУ сотрудничают с "Royal Air Maroc".

В компании трудятся 700 сотрудников, которые являются гражданами Украины, и всего несколько иностранных консультантов. Мозговым центром МАУ является небольшое количество людей, отвечающих за определенные направления: планирование и составление расписания полетов, маркетинговую и коммерческую политику, инженерное обеспечение, эксплуатацию летной техники.

Чтобы сделать сотрудничество между основными украинскими перевозчиками оптимальным, руководство авиакомпании не против учреждения МАУ, АУ и "Аэросвитом" "альянса 3-х". Но пока сама идея создания "альянса 3-х" существует на бумаге, конкретного движения в этом направлении нет. У каждой компании свои проблемы, интересы.

Информация

- Первый вылет был осуществлен в Лондон 25 ноября 1992 г.

- МАУ совершает регулярные рейсы в 12 городов 9 стран Западной Европы.

- Владеет 5 самолетами — "Boeing-737-200" (два) и "Boeing-737-300" (три)

- Авиакомпания за 7,5 лет работы на рынке перевезла более чем 1 млн. пассажиров, совершила 24 тыс. международных рейсов, преодолела более 42 млн. км.

- Перевезла более 400 тыс. иностранных пассажиров, обеспечив поступление иностранной валюты в Украину более $400 млн.

- Обеспечивает непосредственно 700 рабочих мест и примерно 2 500 мест опосредовано.

- Авиакомпания внесла в национальный бюджет Украины более 42,6 млн. грн. в виде налогов, таможенных сборов и НДС, заплатила $50 млн. за услуги аэропорту "Борисполь" и "Украэроруху", начиная с 1992 года.