Миллионы в мэрской корзине

Цена должности столичного городского головы измеряется миллионами долларов. Политологи не берутся называть точные суммы, но говорят, что они будут выше официально обнародованных расходов как минимум в десять раз

Цена должности столичного городского головы измеряется миллионами долларов. Политологи не берутся называть точные суммы, но говорят, что они будут выше официально обнародованных расходов как минимум в десять раз

Поговаривают, что на выборах 1999 года соперник бессменного пока главы столицы Александра Омельченко Григорий Суркис потратил около десятка миллионов долларов. В то же время директор Центра социологических исследований "София" Андрей Ермолаев отмечает, что эти 10 миллионов — оценки эпохи противостояния Омельченко против Суркиса, когда стороны "обменивались фейерверками, стадионами и прочими глупостями". Сумму же в $2-5 млн. он оценивает как реальную для проведения грамотной кампании.

"Затраты Омельченко могут быть сопоставимы с затратами на парламентские выборы", — считает руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Ермолаев предполагает, что наиболее дорогой может оказаться кампания главного на сегодняшний день конкурента Омельченко — Виталия Кличко. "Кличко — один из наиболее интересных кандидатов в мэры, — говорит политолог. — Вместе с тем его электоральный ресурс ограничен, у него достаточно узкая аудитория в Киеве. Для того чтобы ее наращивать, придется использовать дорогие средства — это телевидение, разнообразная дорогая рекламная продукция для распространения в тех слоях, до которых он не может достучаться. У него будет дорогая кампания, я не могу называть цифру, но она будет на порядок превышать легальную емкость фонда".

Завесу истинных расходов претендентов на пост главы столицы могут приоткрыть политтехнологи, труд которых собственно и заключается в разработке технологий для предстоящих выборов. "Мы рассматривали все бюджеты осенью. Они были на уровне 4-10 миллионов условных единиц", — делится секретами работы компании "ПолитБюро" ее управляющий партнер Нина Рохманюк. В целом же, по ее словам, стоимость кампании находится на том же уровне, что и семь лет назад.

Куда уходят деньги

Как рассказала Рохманюк, 40% расходов идет на оплату труда команды политтехнологов, а 60% — на осуществление самой кампании. В этом году бюджеты больше направлены "на формирование личностей самих кандидатов, нежели на какие-то партийные дела, списки", — поясняет Рохманюк отличие нынешних выборов от предыдущих.

Таким образом, отличаются не суммы, которые будут выброшены кандидатами в "трубу" предстоящих выборов, а те статьи, на которые эти суммы израсходуются.

В первую очередь, это, конечно, реклама. Самой дорогой, но и эффективной остается реклама на телевидении. И хотя разместить политический ролик стоит дешевле, нежели коммерческий, тем не менее, минута рекламы обойдется кандидатам от $2 до 15 тыс., в зависимости от выбора времени и телеканала.

В последнее время стала "модной" наружная реклама. Размещение политической рекламы обходится на 10-20% дороже коммерческой — из-за рисков, связанных с нестабильностью заказчиков. Вообще, по данным исследовательской компании "Украинский Медиа Монитор", по состоянию на 12 января в Киеве размещено более 16 тыс. рекламных плоскостей всех видов, 13,5% из которых занято политрекламой. Можно с уверенностью говорить, что их будет больше — избирательная кампания только начинается. И те щиты, которые не успели облюбовать партии, баллотирующиеся в Верховную Раду, будут поспешно заняты кандидатами на пост городского главы.

Кроме наружки и ТВ, активизируется реклама в электронных и печатных медиа, а также на радио. Кроме того, в расходы избирательного фонда входят благотворительные акции, проводимые с целью создания положительного имиджа кандидата. Но особого внимания достойны распространившиеся "агитбригады". "Учитывая, как ведет кампанию партия "Европейская столица", количество всех мальчиков с флагами — это тоже не маленькие затраты", — говорит Фесенко, предполагая, что на оплату наемных агитаторов кандидаты тратят до трети своих бюджетов.

Подобная работа — распространение листовок, их поклейка, участие в митингах, размахивание флагами и т. п. — оплачивается по тарифу от 8 до 25 грн. за час. Агитаторы работают группами по два-три человека, и, по словам одного из них, "если хорошо потрудиться, за неделю на троих выходит до 500 долларов".

Сколько это стоит?

В сентябре прошлого года Агентство моделирования ситуаций обнародовало сумму, которая, по его подсчетам, нужна для проведения кампании кандидата на пост мэра Киева в 2006 году, — $10 млн. При этом кампания "средней руки" оценивается исследователями в $2-5 млн.