Москва обещает "подумать", стоит ли пускать все "голубое топливо" в обход Украины

Более семи часов беседовали и "консультировались" в минувшую среду Виктор Ющенко и Михаил Касьянов в подмосковной правительственной резиденции в Волынском. Идеей единого топливного баланса прониклись оба премьера. В чем он будет заключаться, пока кратко п

Более семи часов беседовали и "консультировались" в минувшую среду Виктор Ющенко и Михаил Касьянов в подмосковной правительственной резиденции в Волынском. Идеей единого топливного баланса прониклись оба премьера. В чем он будет заключаться, пока кратко пояснил только глава украинского правительства. Его российский коллега заметил, что "если будет решен вопрос оплаты газа, то нам не нужно будет делать дополнительные капиталовложения в новые трубопроводы". Значит ли это, что Москва не будет прокладывать "трубу" в обход Украины, если Киев будет впредь исправно платить?

Накануне визита Виктор Ющенко не раз подчеркивал: с Россией будем жить по-новому. В плане расчетов за энергоносители. Воровство недопустимо и будет пресекаться, новых задолженностей не будет, схемы расчетов станут прозрачными, а Москву попросят расплачиваться за транзит газа в Европу исключительно деньгами. Г-н Ющенко также намеревался предложить отсрочить выплату "газового" долга на 7-10 лет. С этим согласился вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко, правда, с оговоркой. Отсрочка может коснуться долгов, образованных до 2000 года, а все, что "набежало" потом (а это чуть более $700 млн.), Украину попросят выплатить по более жесткому варианту. Впрочем, Михаил Касьянов об этом практически ничего не упомянул, а украинский премьер заверил, что цифры "в целом совпадают": основной долг — 1.5 млрд., а "свежий" — те же $700.

Гораздо больше говорили о создании топливного баланса. По версии г-на Христенко, в результате будет четко известно, сколько нефти, газа, ядерного топлива и угля нужно Украине для собственных нужд. "Все вопросы должны решаться в увязке с разработкой общего энергетического баланса", — заметил Михаил Касьянов. Для этого решено было создать двухстороннюю комиссию, которую возглавили Виктор Христенко и Юлия Тимошенко (оба вице-премьера участвовали в переговорах в Волынском). Новый порядок договорились ввести в действие с 1 октября. Как полагает Виктор Ющенко, баланс сведет на нет несанкционированные отборы, предприятия получат столько, сколько способны оплатить. Ответа же на вопрос, сколько газа впредь пойдет через Украину, и чем за него будут платить, украинцы не получили.

Во-первых, намерения украинского правительства получить около $2 млрд. в год за транзитное топливо нелегко реализовать. Годовая плата "Газпрома" за транзит — чуть более 30 млрд. кубометров. Значит, Киев оценивает газ "в деньгах" по 65 долларов за тысячу кубов. Вряд ли Россия согласится на это, когда мы закупаем топливо у той же "Итеры" в среднем по $47.

Во-вторых, никто не приостанавливал строительство магистрали "Ямал — Европа". Глава "Газпрома", комментируя переговоры, сказал, что "переговоры почти ничего не дали", и он сомневается, что отборы прекратятся. К тому же газ вскоре все равно "пойдет по нескольким маршрутам", добавил Рем Вяхирев. Как сообщила пресс-служба концерна, в ближайшие месяцы определится маршрут стройки Северо-Европейского газопровода. Трубу, скорее всего, проложат по дну Балтики до побережья Германии, с возможными отводами в сторону Финляндии и Швеции. Территории Польши и Словакии при этом задействованы не будут. В будущем не исключается и смычка "Ямал — Беларусь — Северо-Европейский газопровод".

Тем не менее, идее нового баланса оба премьера придают большое значение. Одновременно должен внедриться и новый порядок расчетов. По мнению бывшего министра топлива и энергетики РФ, а ныне депутата Госдумы Сергея Генералова, баланс будет чисто политическим, без финансовой составляющей. Экс-министр считает, что в балансе нужно указать столько энергоносителей, сколько нужно Украине реально, а не на бумаге, реальные потребности на порядок выше. Причем все, что указано в балансе, должно оплачиваться, только тогда в нем будет смысл.

Несколько по-другому оценивает эту проблему директор Института проблем глобализации РФ Михаил Делягин. Единый топливный баланс заработает, по его мнению, тогда, когда будет и единый имущественный баланс. То есть должно быть прописано, что за долги по энергетике Россия получает собственность на территории Украины.

Трудно поспорить с тем, что сальдо прихода и расхода топлива (именно это, а не чисто бухгалтерский баланс, видимо, имеется в виду) добавит прозрачности во взаиморасчеты с Москвой и в целом в украинском ТЭК. В принципе это гармонирует с последними действиями правительства Ющенко по ликвидации практики взаимозачетов в ТЭК, ликвидации "лишних", по мнению Кабмина, участников энергетического и газового рынков, налаживанию работы госпредприятия "Энергорынок". До осени планируется "запустить" СП по оптовому рынку природного газа. Пока считается, что НАК "Нефтегаз Украины" и группа компаний "Итера" распределят его уставный капитал 50/50. "Оформление" предприятия должно ускориться, так как на прошлой неделе Президент своим указом назначил председателя правления НАКа. И, видимо, принципы ведения нового баланса и газового СП не должны противоречить друг другу.

Вместе с тем очевидно, что нынешняя зима не станет самой легкой для потребителей в Украине. Платить придется больше и, возможно, за меньшие объемы. На "большой транзит" в Европу рассчитывать придется меньше в любом случае, а при необходимости — жертвовать очередными "лакомыми кусочками украинской промышленности". Тюменская нефтяная компания уже приобрела 67,4% акций ЛИНоСа на прошлой неделе, а глава ОАО "Лукойл" Вагит Алекперов на последней встрече с Леонидом Кучмой 14 июля подтвердил, что интерес его компании к Украине по-прежнему не ослабевает.