"Мы берем на себя больше рисков, чем коммерческие банки"

Размер капитала ЕБРР превышает уровень капитализации всей банковской системы Украины. Это позволяет евробанку кредитовать более крупные и рискованные проекты, чем это могут позволить себе отечественные банки. Взамен ЕБРР ожидает от Украины отдачи в виде п

Размер капитала ЕБРР превышает уровень капитализации всей банковской системы Украины. Это позволяет евробанку кредитовать более крупные и рискованные проекты, чем это могут позволить себе отечественные банки. Взамен ЕБРР ожидает от Украины отдачи в виде проведения реформ. С приходом в стране новой власти должна измениться и стратегия банка относительно Украины. Об этом "Инвестгазете" рассказал директор представительства ЕБРР в Украине Камен ЗАХАРИЕВ

— Чем вызвано принятие новой стратегии ЕБРР в Украине?

— Как правило, все думают, что это связано с приходом новой власти. Но для банка это обычная практика — стратегия всегда принимается на два года. Очередной цикл закончился в конце прошлого года, но принятие новой стратегии было отложено на несколько месяцев. В мае этого года мы представим такую стратегию совету директоров ЕБРР. Почему в мае? Потому что в этот раз мы впервые собираемся подключить украинскую общественность, чтобы высказать свое мнение относительно того, в каком направлении должен двигаться наш банк в Украине. Плюс консультации с украинскими банками, правительством. Это длительный переговорный процесс, который мы планируем завершить к маю.

— Какие секторы экономики будут приоритетными для банка в текущем году?

— В государственном секторе основные инвестиции будут направлены на улучшение транспортной инфраструктуры (железнодорожных международных транзитных коридоров, портов и аэропортов). В прошлом году мы подписали второй проект в этом направлении, который еще не вступил в силу, потому что он должен быть ратифицирован парламентом. Это крупный кредит в размере $120 млн. для "Укрзализныци" на развитие скоростных железных дорог, обслуживание колейного хозяйства и на реконструкцию Бескидского тоннеля. Готовится также к подписанию проект строительства второго участка дороги Киев — Чоп стоимостью 100 млн. евро.

Очень важный аспект — муниципальная инфраструктура. Мы планируем в нынешнем году предоставлять финансирование в этой сфере под гарантии города, а не под правительственные гарантии.

— Какие города могут брать кредиты у ЕБРР?

— Только города с населением свыше 800 тыс. населения могут брать кредиты в иностранной валюте. В настоящее время действует инвестиционный проект в Запорожье, утвержденный несколько лет назад. В прошлом году мы начали подготовительную работу и переговоры по кредитному соглашению с Днепропетровском. Это будет пилотный проект финансирования городских программ развития. Но хочется отметить, что в украинском законодательстве существует много противоречий между положениями Бюджетного кодекса, закона о бюджете и закона о местном самоуправлении, создающих дополнительные риски для банков и не позволяющих выдавать городам долгосрочные кредиты.

Мы совместно со специалистами Мирового банка приняли участие в разработке законопроекта о муниципальном финансировании городов, который призван собрать в один закон и упорядочить кредитование органов местного самоуправления. Проект долго обсуждался в министерствах, но пока не принят.

— Какие проекты вы планируете в частном секторе?

— В частном секторе ЕБРР впервые собирается кредитовать независимую сеть автозаправок, работающих по всей стране. Агробизнес будет иметь очень большую долю по объемам финансирования и в этом году. Значительный объем инвестиций предполагается направить в финансовый сектор. В энергетической сфере планируется участие банка в реконструкции сети высоковольтных линий передач в Одесской области. Есть надежда, что мы начнем экспортное кредитование крупных производителей оборудования. Но еще нужно вести переговоры, и только где-то к средине года мы будем знать, какие проекты будут действительно воплощены в жизнь.

— Одним из приоритетов ЕБРР в Украине является сельское хозяйство. С чем связан интерес банка к довольно проблемной отрасли украинской экономики?

— Мы начинаем предоставлять кредитные линии некоторым банкам по финансированию сельского хозяйства под складские расписки. В Украине принято новое законодательство, позволяющее создать фактически новый класс активов — складские расписки, которые можно заложить и торговать на бирже. Это создает ликвидность системы и дает возможность сельскохозяйственным производителям получать средства под оборотный капитал. Кредиты выдаются под залог зерна, которое хранится на сертифицированных элеваторах.

— Планируете ли вы организовывать кредитные линии для микрокредитования и кредитования малого и среднего бизнеса без участия НБУ?

— Это практически уже произошло. Кредиты МСП-1 и МСП-2 предусматривали следующую схему. ЕБРР дает кредит НБУ, который выдает кредиты определенным коммерческим банкам. А банки, в свою очередь, самостоятельно находят предприятия, отвечающие нашим критериям, и выдают кредиты. Эта система была задумана в середине 90-х годов, когда банковская система была очень шаткой, и работать с банками напрямую было практически невозможно. Приходилось опять-таки полагаться на госгарантии. Эти времена прошли. С завершением второго транша МСП мы приняли решение больше не возобновлять эту схему. Сейчас переходим к третьему этапу и начинаем работать непосредственно с банками, то есть принимаем риск коммерческих банков без гарантий государства, расширяя одновременно спектр финансовых продуктов. В частности, уже одобрена программа по ипотечному финансированию. Это новая программа. Первоначально — на $30 млн., но мы будем увеличивать этот объем по мере необходимости.

— В стратегии 2002 года одним из приоритетов банка являлось участие в инвестиционных проектах телекоммуникационной сферы, но ни один из них не был реализован.

— Нас по-прежнему интересует эта динамичная отрасль. Во-первых, мы хотим поучаствовать в приватизации "Укртелекома" — форма этого участия, конечно, будет зависеть от желания правительства. Мы можем подключиться еще на предприватизационном этапе или же после разгосударствления компании участвовать в финансировании инвестиционных программ. Кроме "Укртелекома", есть хорошие возможности в сфере мобильной связи, кабельных операторов. Нам также очень бы хотелось поучаствовать в финансировании проектов в сфере hi-tech.

— Вы будете отдавать предпочтение кредитованию или участию в капитале?

— Кредитованию. Долевое участие в капитале на данном этапе занимает только 7% нашего портфеля. Мы хотим на протяжении нескольких лет удвоить этот показатель и выйти где-то на уровень 14%. Сейчас ведем переговоры с четырьмя компаниями, две из которых работают в финансовом секторе и две в промышленной сфере.

— Вы собираетесь инвестировать в этом году в Украину около $1 млрд.?

— Наша роль — не только предоставлять инвестиции, но и привлекать финансирование сторонних кредиторов. На каждый евро нашего кредитования приходилось два евро "со стороны". Такой эффект был достигнут за счет участия ЕБРР в синдицированном кредитовании совместно с местными и европейскими банками, Мировым банком. Поэтому, когда упоминалась эта сумма, имелось в виду не то, что мы профинансируем 1 млрд., а то, что мы можем привлечь 1 млрд. финансирования. Наши кредиты и инвестиции составят 350-400 млн. евро. В прошлом году объем финансирования со стороны ЕБРР составил около 260 млн. евро.

— Как происходит выбор банков, с которыми вы работаете?

— Самое главное для нас — финансовое состояние банковского учреждения. Важным аспектом является небольшая доля операций банка со связанными лицами. Мы также смотрим на репутацию банков, их собственников, оцениваем их возможности найти достаточное число заемщиков, чтобы использовать те кредитные средства, которые мы предоставляем. В программах микрокредитования — это прежде всего те банки, у которых имеется разветвленная сеть филиалов.

— Какая политика у вас относительно процентных ставок?

— У нас нет табеля со ставками. Мы не коммерческий банк, который предоставляет такие табели клиентам. Наши проекты в основном долгосрочные и сильно зависят от кредитных рисков. Единственное, что я могу сказать, так это то, что ставки у ЕБРР ниже, чем у местных банков, потому что мы имеем самый высокий кредитный рейтинг — ААА. И финансируемся на международных рынках капитала благодаря этому рейтингу по очень низким ставкам. Это преимущество мы передаем нашим клиентам. Кроме того, у нас очень большая капитальная база, которая позволяет финансировать более долгосрочные кредиты, чем местные банки.

— На какую прибыль ориентирован ЕБРР в своих проектах в Украине?

— Наша философия такова: мы прибыльная организация, а не субсидирующая. Поэтому все проекты рассматриваются с точки зрения прибыльности. И они все являются для нас доходными. Но при этом необходимо подчеркнуть, что максимизация прибыли не является целью банка. У нас другие задачи: развитие рыночного хозяйства, способствование проводимым реформам, привлечение иностранных инвесторов, улучшение менеджмента местных компаний. ЕБРР принимает больше рисков, чем коммерческие банки, но в рамках разумного и прибыльности. Работающим с нами банкам мы прививаем способность брать на себя больше рисков.

— Чего вы ожидаете от нового правительства?

— Эти ожидания будут зафиксированы и озвучены в нашей стратегии, в наших диалогах с правительством. Одна из главных задач, стоящая перед правительством, — это увеличение притока настоящих иностранных инвестиций. А это связано с улучшением инвестиционного климата, проведением административной, судебной, налоговой реформ. Второй момент — упорядочение бюджетной сферы и вывод из "тени" многих предприятий, снижение коррупции. Эти моменты являются основными.