"Мы не общаемся на сексуальную и религиозную тематику",— говорит Андрей Волык, директор специализирующейся на детекции лжи компании "Арго-А"

По результатам прошлого года, отечественные компании все чаще стали прибегать к использованию детекторов лжи. Наибольшее распространение полиграфы получили при приеме на работу. Также некоторые руководители применяют данный подход тестирования при служебн

По результатам прошлого года, отечественные компании все чаще стали прибегать к использованию детекторов лжи. Наибольшее распространение полиграфы получили при приеме на работу. Также некоторые руководители применяют данный подход тестирования при служебных расследованиях. О том, как выглядит подобная процедура и насколько эффективен детектор лжи на практике, рассказывает Андрей ВОЛЫК, директор компании "Арго-А"

— Как часто к вам обращаются за услугами по обследованию на полиграфе? Кто основной клиент вашей компании?

— Должен сказать, что за последнее время количество обращений увеличилось. В год через нашу компанию "проходит" значительное количество человек, отдельные компании заказывают тестирование порядка 900-1 тыс. сотрудников. Но один специалист-полиграфолог ограничивается не более чем тремя обследованиями в день — это требование Американской ассоциации полиграфологов. Основные наши клиенты — это физические лица и коммерческие организации. Если оценить в процентном соотношении, то на долю коммерческих организаций приходится порядка 80-85%, частных лиц — около 10%. В том числе в последнее время активизировался и государственный сектор. Первое место по закупкам полиграфов и обращению к данной услуге занимают банковские учреждения.

— С какой точностью полиграф помогает зафиксировать ложные ответы? От каких факторов зависит точность проверки?

— Исследования американских специалистов показывают, что в 98% случаев обследования на полиграфе дают правдивые результаты.

— Оборудование каких производителей представлено на украинском рынке? Какое наиболее эффективно?

— В мире существует порядка 9-10 компаний, которые производят полиграфы. Около 85% всего рынка контролирует американская компания Lafayette Instrument Company, Stoelting (5-8%), Axiton (1-3%), канадская Lime Stone (1%) и некоторые другие. Также на украинском рынке представлены изделия российского производства "МЦП-26-11", "Эпос", "Барьер" и др. Но я не хочу сравнивать российские полиграфы с американскими: это аналогично сравнению запорожца с мерседесом. Могу объяснить это тем, что американские специалисты используют только такие полиграфы, которые имеют научно обоснованные, признанные и апробированные, веритабельные и релевантные составляющие. А российские полиграфы предусматривают головные обручи, применение которых во всем мире считается чрезмерным давлением на человека, даже своеобразным унижением человека.

— Что собой представляет полиграф, и по какому принципу он работает?

— В состав компьютерного полиграфа входит блок сбора данных, программное обеспечение, пневмодатчики брюшного и грудного дыхания, пневмограф, гальванограф, кардиосисмограф. Дополнительными элементами являются сенсоры движения тела, рук, кресло с регулируемыми подлокотниками, нагнетатель с манометром, плетизмограф, портативный принтер, сканер отпечатков пальцев, цифровая видеокамера.

Принцип действия полиграфа основан на том, что, когда человек лжет, то он совершает насилие над собственной психикой, так как самого себя не обманешь. У человека в момент лжи подсознательно и независимо от его воли, желания и усилий резко усиливаются физиологические реакции организма, которые он не может сдерживать и контролировать, поэтому хочет человек этого или нет, а реакции его организма сами выдают всю правду. При этом может сохраняться неизменное выражение лица, взгляд будет прямым, человек может улыбаться, смеяться, утверждать, что он говорит правду, и никак не подавать вида, что он лжет, но сдержать деятельность своего мозга и физиологические реакции организма человек не в состоянии. Когда полиграфолог задает вопросы, прибор четко фиксирует все изменения физиологических параметров, происходящие в организме человека при его ответах, и на основании полученных реакций на них делается вывод, на какой из вопросов солгал опрашиваемый.

Полиграф создан не только для того, чтобы найти преступника, но и для того, чтобы оправдать незаконно обвиненного человека. Мы не делаем никого виноватым, наша задача — установить, правду или неправду говорит человек. Я не считаю полиграф панацеей, но за 2-3 часа с помощью этого устройства можно получить полную картину того, что представляет собой человек.

— Кто составляет вопросы для человека, проходящего тест на полиграфе? И существуют ли ограничения в вопросах?

— Приоритетная роль в составлении вопросов отводится заказчику теста. Между тем в ходе обследования используются и разработанные нами вопросы. Мы никогда не общаемся на сексуальную и религиозную тематику, за исключением случаев расследований убийств на данной почве. Также в разговоре обходим вниманием политические взгляды человека.

— Закреплено ли законодательно использование детектора лжи в Украине?

— Согласно нашему законодательству данный вид деятельности не запрещен. Понятно, что наша страна еще не доросла до того уровня, как, к примеру, Литва или другие демократические страны, где существуют законы, обязывающие членов правительства проходить тестирование на полиграфе.

— Влияют ли такие характеристики человека, как излишняя эмоциональность или нервозность, на результаты полиграфного обследования?

— Естественная нервозность тестируемого не влияет на конечные выводы теста. Претендент на работу или сотрудник компании с чистой совестью обычно стараются сотрудничать с полиграфологом, чувствуя скорее не страх, а обыкновенное волнение, которое вскоре проходит или заметно уменьшается. Их физиологические отклонения намного меньше, нежели у тех, кто априори чувствует себя виновным. Хороший полиграфолог вначале всегда объясняет проходящему тест человеку работу аппарата, обсуждает задаваемые вопросы, создает успокаивающую атмосферу, где не последнюю роль играет обстановка и интерьер помещения, продуманные до мелочей. Потому-то крайне важно, чтобы проводящий тест являлся квалифицированным специалистом, имеющим сертификат или свидетельство на право работы с полиграфом.

— Можно ли обмануть полиграф во время проверки? Каким образом?

— Нет, невозможно. Оборудованию все равно, кто сидит на месте тестируемого, — беременная женщина, ребенок или пожилой мужчина, и лжет ли этот человек специалисту. На самом деле конечный результат во многом зависит от полиграфолога.

— Какова стоимость услуг вашей компании? Существует ли так называемое абонентское обслуживание?

— Для коммерческих организаций стоимость варьируется в пределах $100-500 за одно тестирование. А есть такие структуры, которые на проверку персонала выделяют бюджеты в $100-200 тыс. в год. В случае если компания заказывает услугу по тестированию на год, мы работаем по принципу 100%-ной предоплаты. Безусловно, для больших "заказов" мы предоставляем скидки.

— По вашему мнению, что выгоднее: периодически привлекать для проверок опытных полиграфологов или приобрести собственный детектор и взять в штат необходимого специалиста?

— Я считаю, что такие серьезные вещи, как обследование на полиграфе, должны проводить специалисты, а не дилетанты. Если коммерческой организации не проблема "выбросить" в год $100-200 тыс. на тестирование персонала, безусловно, можно обращаться за услугами к профессионалам. Но если компания способна выделить средства на обучение персонала, на оборудование, такой вариант для нее будет более оптимален. В среднем стоимость полного комплекта оборудования обходится в $13-14 тыс. Обучение специалиста обойдется порядка $3-4 тыс. Но если компания или банк имеет разветвленную структуру и на каждое подразделение необходимо несколько специалистов и оборудование, затраты будут довольно приличными — не один миллион долларов. Это серьезные цифры даже для крупных банков, поэтому компания должна выбирать оптимальный вариант сама.

— Андрей Николаевич, расскажите о том, какая сегодня ситуация на отечественном рынке услуг по обследованию на детекторе лжи? Какие компании предоставляют подобные услуги?

— В 2005 году Украина заняла третье место в мире по количеству приобретенных полиграфов производства компании Lafayette, которая является лидером на рынке детекторов лжи. Это очень серьезный показатель, так как лидируют США и Мексика. Впрочем, у отечественных компаний еще нет такого количества полиграфов, как у российских предприятий и спецслужб. Реальный потенциал Украины в настоящее время составляет порядка 1-2 тысяч полиграфов, включая коммерческий и государственный секторы. Хочу отметить, что в настоящее время спрос на детекторы лжи начал расти.

Во многих украинских компаниях созданы специальные отделы, которые занимаются проведением проверок на детекторах лжи среди своего персонала. К примеру, на сегодня у нас есть несколько клиентов — коммерческих структур, которые оформляют заказ на 50-60 полиграфов. В основном заказчики — это крупные банки. Сейчас около 90% всех заказов принадлежат коммерческим структурам. Хотя существуют проекты, в которых планируется участие государства.

— Вы говорите о том, что многие компании в Украине используют в своей практике полиграфы. Почему же большая часть компаний скрывает информацию о подобной практике под грифом "секретно"?

— Действительно, в отличие от американских компаний, которые на практике используют полиграфы и доводят их преимущества, украинские неохотно распространяются на данные темы. Многие считают, что подобные тестирования — это прерогатива соответствующих служб, а никак не коммерческих организаций. Кроме того, большое влияние оказывает закомплексованность, комплексы страха неизвестно перед чем. Честно говоря, я сам не могу понять, зачем скрывать подобную информацию.

— Каковы ваши прогнозы по динамике роста рынка?

— По моему прогнозу, в ближайшее время рынок закупок оборудования вырастет как минимум в 2-3 раза. Относительно обращения к услугам по обследованию на полиграфе, потребности компаний в ближайшее время вырастут на 70-80%.

Андрей Николаевич Волык

Основатель и директор украинской компании "Арго-А", специализирующейся на проведении специальных психофизиологических исследований лиц с использованием полиграфа.

Окончил Аризонскую школу полиграфных наук (Arizona School of Polygraph Science) в США, получил диплом полиграфолога.

Является членом Американской ассоциации полиграфологов — авторитетнейшей международной ассоциации, которая насчитывает свыше 2,6 тыс. членов в 32 странах мира