"Нафтогаз" переподчинили

Менее месяца понадобилось для того, чтобы правительство изучило и поддержало инициативу министра топлива и энергетики Ивана Плачкова относительно передачи в управление Минтопэнерго НАК "Нафтогаз Украины" и НАК "ЭКУ". Министр теперь получит больше рычагов

Менее месяца понадобилось для того, чтобы правительство изучило и поддержало инициативу министра топлива и энергетики Ивана Плачкова относительно передачи в управление Минтопэнерго НАК "Нафтогаз Украины" и НАК "ЭКУ". Министр теперь получит больше рычагов для управления отраслью. Пока сложно прогнозировать, насколько его полномочия будут закреплены законодательно, и что конкретно они подразумевают. Однако очевидно, что Плачкову таким образом отводится роль кризис-менеджера, призванного вывести страну из газового тупика

"Нафтогаз Украины" и "Энергетическая компания Украины" напрямую подчинялись Кабмину. А это фактически означает, что НАКи не подчинялись никому. По словам первого замминистра топлива и энергетики Юрия Продана, координация этих двух ключевых для ТЭК госкомпаний была усложнена из-за того, что нет органа исполнительной власти, который бы за нее отвечал. Орган, формирующий единую госполитику в ТЭК, обязательно должен быть, и логично, что это Минтопэнерго, сказал Продан. Только министерство может, в частности, формировать баланс энергоресурсов.

Предложение о переподчинении двух структур Минтопэнерго Плачков направил в Кабинет Министров в начале ноября. И одобрение своей инициативы получил именно сейчас — в разгар газового противостояния с Россией. Как известно, реакция различных ветвей украинской власти на "продавливание" российским "Газпромом" перехода на рыночную цену газа для Украины и транзита, который россияне оплачивают нам газом, страдала нескоординированностью. Похожая ситуация в свое время сложилась в отношениях Украины с Туркменбаши. После резкого диалога с Ниязовым Ивченко фактически стал персоной нон-грата в Туркменистане, а тональность отношений с крупнейшим поставщиком газа в Украину налаживали Ехануров и Плачков. Кстати, последний в середине декабря посетит Туркменистан — попытается снять напряженность, вызванную недавними заявлениями Ниязова о намерении поднять цену на газ для всех потребителей-иностранцев.

Единственная понятная функция, которую делегировал Кабмин Плачкову, вверив ему рычаги управления "Нафтогазом Украины", — это функция кризис-менеджера отрасли, поскольку в целом конкретные полномочия, которые дает министру подчинение ему нацкомпаний, представляются малопонятными.

Роль личности

Практически закрепить полномочия министерства по управлению НАКами не так и легко. Насколько известно, министерству не перейдут полномочия по формированию органов управления компаний. Формировать наблюдательный совет будет по-прежнему правительство, а глава правления компании назначается указом президента страны. Это лишает министра возможности влиять на кадровую политику НАК. А подобные препятствия, как известно, сильно связывают руки и даже приводили к громким уходам чиновников.

На сегодня идея переподчинения нацкомпаний министерству выписана только схематично. Она закреплена постановлением Кабмина "Об итогах социально-экономического развития Украины за девять месяцев 2005 года и неотложных задачах по улучшению экономической ситуации", которым Минтопэнерго поручается до 20 декабря 2005 года подать Кабмину предложения по передаче себе соответствующих полномочий. Уже 5 ноября, по словам первого вице-премьера Станислава Сташевского, правительственный комитет проработает идею переподчинения НАКов. По его оценке, сами по себе две эти компании "работают эффективно, однако система управления ими не соответствовала украинскому законодательству".

Показательно, что тем же постановлением Кабмина Минтопэнерго поручается подготовить до 20 декабря предложения относительно баланса газа на 2006 год. Из этого становится понятно, на ком лежит ответственность за газоснабжение страны в следующем году, и кто уполномочен выражать позицию Украины в диалоге с поставщиками газа.

Как министерство получит возможность влиять на текущую деятельность НАК, сказать сложно. Очевидно, что управление будет базироваться преимущественно на авторитете личности министра — вряд ли в компаниях посмеют его ослушаться, зная, что правительство делегировало ему определенные права. Однако чтобы реализовать полномочия в таких условиях, необходима немалая сила характера — ведь на разных уровнях вертикали большой компании инициативы министра могут вызвать саботаж. Если полномочия Минтопэнерго по управлению "Нафтогазом Украины" не будут максимально конкретно прописаны в законодательных актах, то с большой вероятностью можно предполагать, что они вводятся как временная мера, и реализовать их на практике будет весьма проблематично.

Комментарии

Олег Салмин, народный депутат, экс-глава правления ОАО "Укрнафта":

- Переподчинение "Нафтогаза Украины" Министерству топлива и энергетики — это закономерность, которая должна была произойти уже давно, и я уверен, что это даст только плюсы. Потому что вертикаль должна быть, и если мы говорим о государственной вертикали, то это не должно быть связано с фамилиями. У нас, к сожалению, многие компании, особенно монополии, были связаны с фамилиями.

Теперь же министр у нас становится реальным министром, а не человеком, который лишь несет ответственность за деяния той или иной компании. Он получает реальные бразды правления. Министр будет принимать участие в переговорах и от имени компании будет иметь возможность высказываться. До этого был разрыв — позиция руководителя "Нафтогаза" и позиция министра расходились. Но позиции НАК "Нафтогаз Украины" как таковой без позиции министерства не должно быть. Нас рассматривают как единое государство.

Игорь Франчук, народный депутат, экс-глава правления "Черноморнафтогаза":

- Я положительно оцениваю этот факт. "Нафтогаз" не был в подчинении Кабмина. Он был, по сути дела, вне подчинения. Министр топлива и энергетики не имел рычагов влияния на энергетическую политику, газовую отрасль, нефтяную отрасль, был лимитирован в любых своих шагах. Сегодня в правительстве Украины отсутствует вице-премьер по энергетике, который должен был бы курировать весь топливный комплекс, поэтому сегодня эту функцию должен выполнять министр топлива и энергетики.

Я не думаю, что НАК станет менее самостоятеленой. Она просто должна стремиться уйти от политики, от этого шквала критики именно с политических точек зрения, и заниматься исключительно хозяйственными функциями. Заниматься вопросами, связанными с межгосударственными отношениями, должен министр.

Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Центра им. Разумкова:

- С момента создания НАК "Нафтогаз Украины" она была государством в государстве, т. е. фактически не подчинялась никому. Сотрудники Минтопэнерго часто жаловались, что не могут зайти в НАК по министерским пропускам. Кабмину некогда было заниматься НАК, а Минтопэнерго давно хотело поуправлять ею.

Передача НАК не повлияет на работу с Россией и Туркменистаном, поскольку позиция компании на переговорах и так согласовывается с президентом и министром топлива и энергетики. Например, реальные полномочия руководителя "Газпрома" определяются степенью личной поддержки президента России. Что касается Украины, то можно вспомнить, что бывший президент Леонид Кучма не только лично подписывал важнейшие "газовые" документы, но и курировал все вопросы международного нефтегазового сотрудничества Украины.