Не пущать!

В июне украинские страховщики получили столь желанную десятилетнюю отсрочку от Верховной Рады в вопросе допуска филиалов иностранных страховых компаний на территорию Украины. Однако еще неизвестно, удастся ли украинским банкам получить хотя бы трехлетнюю

В июне украинские страховщики получили столь желанную десятилетнюю отсрочку от Верховной Рады в вопросе допуска филиалов иностранных страховых компаний на территорию Украины. Однако еще неизвестно, удастся ли украинским банкам получить хотя бы трехлетнюю "передышку"

В конце июня был решен вопрос о допуске филиалов иностранных страховщиков на украинский рынок и о внесении соответствующих изменений в закон "О страховании". Верховная Рада все-таки разрешила иностранцам создавать филиалы на нашей территории, но только через десять лет после вступления Украины в ВТО. На очереди — законопроект о филиалах иностранных банков под номером 7274, которым вносятся изменения в "Закон о банках и банковской деятельности". Хотя данный документ не предусматривает внесения временных ограничений, существуют мнения о необходимости установить переходный период (3-5 лет) и для украинской банковской системы.

Впрочем, как выяснилось на проведенном "круглом столе" в АУБ, предложенный законопроект нуждается в существенной доработке и поэтому вряд ли будет рассмотрен парламентом до депутатских летних отпусков. По мнению вице-президента АУБ Антонины Паламарчук, механическое добавление в "Закон о банках и банковской деятельности" слов "филиал иностранного банка" не поможет решить вопрос регулирования деятельности столь специфического финансового учреждения. Помимо "Закона о банках и банковской деятельности", в изменениях нуждается и ряд законов, регулирующих вопросы налогообложения, антимонопольное законодательство.

Сегодня ни действующим законодательством, ни законопроектом №7274 не устанавливаются особенности предоставления банковской лицензии, регулирования деятельности и порядка ликвидации филиалов иностранных банков. К примеру, практически невозможно проконтролировать выполнение филиалом обязательных нормативов, так как в законопроекте не определены составные регулятивного капитала сего учреждения. Не установлен правовой статус и вводимой законопроектом №7274 специальной категории капитала — "приписной капитал", который для филиала иностранного банка должен заменить уставный капитал.

Кроме того, необходимо урегулировать и вопрос проведения таким филиалом учетной политики. По мнению представителей АУБ, учет операций только на балансе главного банка сделает невыполнимой задачу надзора за деятельностью филиала на территории Украины. В частности, это касается налогообложения филиала, ведь этот процесс усложняется еще и наличием международных договоров об избежании двойного налогообложения, в соответствии с которыми налоги на прибыль будут уплачиваться материнским банком за рубежом. Как выяснилось, практически невозможно воспрепятствовать выведению филиалом всей прибыли, полученной от кредитования реального сектора экономики Украины в материнскую компанию, предоставившую ресурс.

Впрочем, представители ГНАУ высказали мнение, что в некоторых случаях налоговые законы Украины, наоборот, создают дискриминацию именно для банков с иностранным капиталом. Например, законом "О налогообложении прибыли предприятий" ограничивается отнесение на валовые расходы процентов, которые клиенты выплачивают банкам с иностранным капиталом. "Неприятные" для иностранцев нормы присутствуют и в Законе об НДС.

Директор департамента монетарной политики НБУ Наталия Гребеник развеяла миф о том, что в плане выполнения норм обязательного резервирования иностранцам живется лучше, нежели представителям отечественной банковской системы. Действительно, фактический уровень резервных требований в Европе не превышает 2%, а в Украине нормативы обязательных резервов составляют 6-7% в зависимости от срока размещения средств. Но если в европейских странах учет резервных средств осуществляется на отдельном счете (для привлеченных средств — значение около 0,5%), украинские банки могут использовать зарезервированные средства на протяжении всего операционного дня. Таким образом, теоретическое значение резервов украинских банков, если бы они направлялись на отдельный счет, составило бы не более 0,04% от суммы привлеченных средств.

В вопросе допуска иностранных филиалов чиновники с Институтской не согласились с большинством представителей коммерческих банков. Возможно, потому, что Нацбанк практически исчерпал все средства, применяемые для повышения капитализации украинских банков. По словам Наталии Гребеник, сегодня в Украине, по сути, отсутствуют инвестиционные фонды, а растущей экономике катастрофически не хватает денег, которые могут быть предоставлены иностранными банками.

Председатель правления "Електрон-банка" Лариса Загородняя не согласна с утверждением, что иностранцы помогут в ресурсном наполнении реального сектора. Она считает, что хотя НБУ и надеется на дешевые и большие иностранные кредиты, они будут предоставляться только корпоративным клиентам иностранных банковских учреждений. Возможен вариант изменения конкурентной среды уже не для банков, а непосредственно для отечественных предприятий: структуры иностранных компаний будут иметь доступ к дешевым кредитам, а украинские компании — нет.

Вопреки опасениям отечественных банкиров, существует мнение, что западные банки в Украину попросту не придут, а если и появятся, то займут узкоспециализированный сегмент рынка, не мешая отечественным финучреждениям. Так, несмотря на то, что "филиальные" дискуссии ведутся довольно долго, сегодня только германский Commerzbank заявил о своем желании открыть в Украине филиал. Заметим, что представительство Commerzbank появилось в Украине еще в 1993 году.

По словам первого замглавы Нацбанка Анатолия Шаповалова, инвесторы из Германии, Италии, Турции, России и Испании очень интересуются возможностью вложения средств в приобретение украинских банков. Пока известно только об одной незавершенной сделке покупки западным банком украинского (имеются в виду переговоры австрийского Raiffeisen с "Авалем"). Хотя недавно представители бельгийского Dexia Bank заявили о желании работать в Украине, они так и не уточнили, в какой форме это произойдет. В то же время, французский BNP Paribas S.A., а также латвийские Parex Banka и Regionala Investiciju Banka намерены ограничиться лишь открытием своих представительств.

Комментарий

Жак Мунье, председатель правления АО "Калион Банк Украина":

— С моей точки зрения, разрешение иностранным банкам открывать филиалы в Украине непосредственно не повлияет на процесс вступления страны в ВТО.

К примеру, десять государств Восточной Европы, которые присоединились к ЕС 1 мая 2004 года, практически до момента вступления в Евросоюз не разрешали иностранным банкам открывать филиалы, хотя на то время все эти страны являлись членами ВТО.

Иностранные банки не придут в Украину только потому, что им разрешат открывать филиалы. Предложение разрешить иностранным банкам открывать филиалы в Украине поступило еще в 2002 году со стороны России. В свою очередь, западные банки не откроют в Украине филиалы, даже если и получат подобное право, пока суверенный рейтинг страны не станет "инвестиционным" и, возможно, пока Украина не будет на прямом пути вступления в ЕС или уже будет там.

Впрочем, если украинские власти продолжают верить в то, что существует необходимость разрешить иностранным банкам открывать филиалы в стране, то стоит предусмотреть подобную возможность, по крайней мере, для банков с рейтингом "А", которые имеют капитал свыше нескольких миллиардов евро.