"Нельзя начинать приватизацию с прибыльных предприятий",— уверен замминистра угольной промышленности Владимир Новиков

По поручению премьер-министра Украины Министерство угольной промышленности до 15 сентября должно предложить пять угольных предприятий, которые будут приватизированы в 2006 году. О том, какие из них министерство считает привлекательными для потенциальных и

По поручению премьер-министра Украины Министерство угольной промышленности до 15 сентября должно предложить пять угольных предприятий, которые будут приватизированы в 2006 году. О том, какие из них министерство считает привлекательными для потенциальных инвесторов, а также о ходе разработки программы развития отрасли на 2005-2006 годы "Инвестгазета" узнавала у первого заместителя министра угольной промышленности Владимира НОВИКОВА

— Известно ли уже, какие предприятия войдут в "пилотную" пятерку?

— По предприятиям мы еще будем определяться до 15 сентября — на сегодня есть разные предложения. Но мы считаем однозначно: начинать приватизацию с прибыльных предприятий — неправильно. Ведь цель совсем другая — частный капитал должен прийти туда, где у государства не хватает денег, где нужно наладить производство, внести инвестиции и т. д. На первом этапе планируется выставить на открытые конкурсы угольные предприятия, добывающие коксовые угли. Их продажа не затронет энергетическую безопасность страны, интересы теплогенерирующих компаний, которые находятся в госсобственности. Наоборот, коксовые угли станут сырьевой базой для коксохимии и металлургии, где предприятия находятся в частных руках. За счет этой базы собственникам меткомбинатов и коксохимов интересно будет создавать вертикально интегрированные компании. Например, бизнес-группа "СКМ" уже создала производственную цепочку уголь — кокс — металл. Что касается "ИСД", то у них еще нет этой цепочки. Мы также говорили с почетным президентом ММК им. Ильича Владимиром Бойко, который выразил заинтересованность в приобретении таких активов. Надеемся и на будущих собственников "Криворожстали" и владельцев "днепровских" коксохимзаводов. То есть для металлургов и коксохимиков однозначно будет интересно покупать шахты и обеспечивать себе сырьевую базу.

— А какова судьба предприятий, добывающих энергетические угли?

— По поручению Президента Украины Мин-углепром до 1 декабря этого года должен разработать проект закона "Об особенностях приватизации угольной промышленности", учитывающий всю специфику этих предприятий. Сегодня мы отрабатываем основные принципы будущей приватизации, обсуждаем перечень предприятий, разрабатываем нормативную базу, а затем все это согласовываем с правительством и ФГИУ. Говорить об условиях приватизации шахт, добывающих энергоугли, пока рано.

Отмечу, что 2006 год будет тяжелым для угольной промышленности. Скажем откровенно: мы не имеем опыта приватизации. Угольная приватизация "первой волны" не сняла проблем в отрасли, а наоборот — добавила. В частных руках сейчас одни из самых привлекательных угольных предприятий — "Красноармейская-Западная", шахта им. Засядько, "Комсомолец Донбасса", "Павлоградуголь", "Краснодонуголь". Приватизация, о которой мы сегодня говорим, будет совсем другой. Мы будем привлекать частный капитал на прозрачных условиях, конкурсах, тщательно отслеживать инвестирование в предприятия.

— Какова дальнейшая судьба программы "Уголь Украины", срок действия которой заканчивается в 2006 году?

— Хотя требования, которые эта программа содержит, не выполнены (в первую очередь это объемы финансирования отрасли), она содержит и ряд важных моментов. Например, там четко выписаны перечень шахт, подлежащих закрытию, указаны объемы капстроительства по конкретным объектам и т. д. Отменять ее нельзя, поэтому она была откорректирована.

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко поручила разработать новую программу с принципиально новым подходом — на более длительную перспективу (2006-2010 гг.). Минуглепром — координатор разработки данного документа, над которым будут работать и угольные профсоюзы, и научные институты, и представители частных угольных компаний. Отмечу, что программа будет функционировать как составляющая стратегии развития всего ТЭКа.

— Какая политика будет проводиться в отношении выделения госдотаций угольным предприятиям?

— Сейчас отрабатывается проект госбюджета на 2006 год, есть разные точки зрения, разные подходы. Свое мнение по данному вопросу четко высказал Президент Украины. Он заявил, что госдотации будут замещаться прежде всего свободным ценообразованием на уголь или, если точнее, справедливой ценой. Мы будем стараться обеспечить такую цену для предприятий, которая могла бы покрыть основные расходы угледобытчиков. На мой взгляд, необходимо уходить от прямой господдержки на себестоимость добычи, потому что она расхолаживает и создает иждивенческие настроения в отрасли. Дотировать частное производство нет смысла. Здесь нет логики. Кто-то из чиновников будет определять госдотации для частной структуры, а это прямой путь к коррупции.

— Как планируете удешевлять стоимость оборудования?

— Мы сегодня серьезно прорабатываем тему открытых тендерных торгов, в которых будут участвовать как западные машино- строительные компании, так и предприятия из стран СНГ.

На сегодняшний день уже велись переговоры с немецкими компаниями. Не отрицаю, цены на Западе выше, но там оборудование можно приобретать в лизинг и с отсрочкой платежа. Это дает нам возможность конкурировать с оборудованием "Укруглемаша" (крупнейший поставщик горно-шахтного оборудования для украинских шахт — ред.).

Кроме того, отмечу, что если ранее "Укр-углемаш" жестко настаивал на своих ценах, то буквально на прошлой неделе я получил письмо, где компания сообщила о снижении цен на некоторое оборудование на 20%.