Необходим "пилотный проект"

Провести приватизацию предприятий с землей будет очень тяжело, мне кажется, что Минфин относится к этому несколько легкомысленно. И дело тут даже не только в позиции Валентины Семенюк, которая как социалист наверняка против продажи земли.

Провести приватизацию предприятий с землей будет очень тяжело, мне кажется, что Минфин относится к этому несколько легкомысленно. И дело тут даже не только в позиции Валентины Семенюк, которая как социалист наверняка против продажи земли.

Во-первых, существующая на сегодня нормативная, методологическая база не предусматривает возможности включать землю в уставный фонд предприятий. Во-вторых, земля — это коммунальная собственность, которой ведают местные советы, а не центральные органы исполнительной власти. Есть масса вопросов и по распределению средств от такой продажи. Все это требует серьезной перестройки технологии продаж. И, безусловно, технологию продажи объектов с землей должны разрабатывать и подавать Минэкономики или Фонд госимущества, но никак не Минфин, который своими фискальными подходами делает ее неизбежно провальной.

Хотя сама идея приватизации предприятий с землей вполне здравая, красивая, рыночная, но она не должна быть всеобъемлющей, поскольку подходит далеко не всем предприятиям. Это как с аукционными продажами: государство может по своему усмотрению продавать акции госкомпаний как на конкурсе, под инвестобязательства, так и на открытом аукционе — тому, кто больше предложит.

Если бы в свое время ЧСЗ был продан с землей — это была бы катастрофа. Поскольку перепродать землю можно значительно быстрее, чем предприятие. В случае невыполнения собственником взятых инвестобязательств предусмотрено возвращение предприятия в госсобственность, а как быть в этом случае с землей?

Поэтому для начала нужно изучить предложения инвесторов, выяснить, для какой цели они хотят приобрести предприятие с землей, и не заниматься самообманом. Мне кажется, покупка земли нужна в двух случаях: во-первых, если интересует только земля, тогда надо предусмотреть возможность переноса предприятия. Во-вторых, для повышения капитализации, инвестиционной привлекательности объекта. Однако в нынешних условиях хозяйствования и развития фондового рынка, безусловно, будет преобладать первый вариант.

Мотоциклетный завод как раз и подходит под него, здесь речь идет исключительно о продаже земли в столице. Это предприятие и раньше планировали вынести "за город", но поскольку это затратное мероприятие, а государственные средства для этих целей не предусматривались, его и не трогали. Поэтому сегодня надо честно объявить, что осуществляется не приватизация предприятия, а продается земля, с обязательным условием для инвестора о переносе производственных мощностей. Я считаю, что освобождение столичных земель от промышленных производств как раз и нужно связывать с приватизацией. В этом случае государство только зарабатывает, поскольку все затраты ложатся на инвестора.

Как продавать землю под частично приватизированными объектами, вообще не представляю. Это опасно, и вряд ли удастся это сделать без проблем. Этот вопрос должен решаться на собрании акционеров, а зачем акционерам принимать решение о выкупе земли? Опять же, делать это имеет смысл ради роста капитализации, но на сегодня это мало кого волнует.

Логично было бы запустить "пилотный проект" — обкатать схему продажи с землей на одном предприятии, после чего учесть все возникшие нюансы, проблемы, возможно, внести ряд изменений в законодательную базу или принять отдельные нормативные документы.

Я считаю, что при желании вполне реально подготовить и продать объекты на любую сумму (ресурс еще позволяет). Можно пробовать и разные формы продаж, главное, чтобы была согласованная идеология продаж, чтобы правительство и парламент не делали это поспешно, в авральном порядке, и не принимали взаимоисключающих решений.