Невыносимая тяжесть бытия

Масштабная программа модернизации "Запорожстали" стоимостью до $2 млрд. — реакция собственников на рост сырьевых издержек в металлургии или последний шаг перед продажей комбината?

Масштабная программа модернизации "Запорожстали" стоимостью до $2 млрд. — реакция собственников на рост сырьевых издержек в металлургии или последний шаг перед продажей комбината?

Основные собственники "Запорожстали" — Эдуард Шифрин и Алекс Шнайдер, известные своей любовью к футболу, автогонкам и металлу, начинают охладевать к своему первому увлечению, которое привело их в рейтинги самых богатых людей планеты. Об этом свидетельствует неторопливость инвестирования в развитие одного из крупнейших украинских меткомбинатов, которое, к тому же, является главным донором их детища — Midland Group.

Недавняя страсть бизнесменов к автогонкам, которая требовала постоянной денежной подпитки, угасла довольно быстро. Похожая ситуация сложилась сегодня и с меткомбинатом. Собственники "Запорожстали" стоят перед выбором: либо инвестировать в масштабную модернизацию, либо распрощаться с предприятием, которое находится на грани нерентабельности.

"Запорожсталь" сегодня — едва ли не последний крупный комбинат, работающий на мартеновских печах, в то время как большинство других предприятий одно за другим переходят на более современные доменные, конверторные, электросталеплавильные печи. Переход на новейшие технологии требует вложения значительных инвестиций, а на "Запорожстали" сегодня уже не помнят, когда в последний раз проводилась модернизация. Соответственно, продукция, производимая на устаревшем оборудовании, менее конкурентоспособна. Рентабельность падает с каждым годом. Так, если в 2004 году чистая прибыль комбината составляла 809,886 млн. грн., то в 2007 году, несмотря на рост доходов, она сократилась до 553,78 млн. грн. Более того, производство на мартеновских печах приводит к потерям стали до 20%.

Дальше обсуждений плана строительства нового цеха конверторной выплавки и непрерывной разливки стали за последние годы руководство комбината не продвинулось. Однако в прошлом месяце появилась информация, что "Запорожсталь" заключила контракт с компанией Siemens о строительстве конверторного цеха. По оценкам экспертов, стоимость проекта может составить до $2 млрд. У меткомбината таких средств на сегодняшний день нет. Поэтому, по мнению экспертов, предприятие может пойти по одному из двух путей: продажи или слияния со стратегическим партнером, который предоставит инвестиции или же кредит.

Первый шаг После долгих раздумий собственники "Запорожстали" решили воспользоваться вторым вариантом. Кредит для меткомбината, как стало известно в начале прошлого месяца, собирает крупный американский банк Citigroup. Его размер — $250 млн. Таким образом, если "Запорожсталь" построит цех к 2012 году, как заявлялось ранее, это позволит предприятию увеличить объемы выплавки жидкой стали до 5,5 млн. тонн в год, тогда как на сегодняшний день эта цифра составляет 4,4 млн. тонн. Кроме того, ввод в эксплуатацию данного цеха увеличит рентабельность запорожского комбината, так как новейшие технологии позволят выплавлять более качественную сталь с меньшими затратами, а непрерывная разливка и конверторная выплавка — практически избежать потерь продукции.

По оценке аналитиков ИФГ "Сократ", новость о возможном предоставлении Citigroup кредита для "Запорожстали" весьма положительна для оценки перспектив компании. Во-первых, вследствие высоких цен на сталь и доступности кредита у предприятия появятся деньги на строительство. Во-вторых, компании придется раскрывать действительную прибыль для того, чтобы его завершить, поскольку $250 млн. для строительства недостаточно.

Во второй половине мая после двухлетнего перерыва "Запорожсталь" возобновила размещение своих акций на ПФТС. В первый день торговли цена последней сделки составила 5,2 грн. за акцию. Это на 73% выше цены последних торгов двухлетней давности, когда акции метпредприятия покупали по

3 грн. за штуку. По сравнению с другими отечественными меткомбинатами, акции которых за этот период выросли в десятки раз, такую цену за акцию "Запорожстали" можно считать мизерной. Аналитики ИФГ "Сократ" считают, что на данный момент также существуют риски еще одного размывания доли миноритарных акционеров предприятия либо же принудительного выкупа акций по низкой цене. "Тем не менее именно программы модернизации определяют, по нашему мнению, перспективы роста стоимости украинских метзаводов. И тот факт, что "Запорожсталь" так поздно берется за дело, и определяет нынешнюю недооцененность ее акций", — говорится в аналитическом отчете компании "Сократ".

Однако модернизация производственных мощностей не решит всех проблем комбината, считают аналитики. Его главная проблема — сырьевая. Предприятия, работающие в связке с меткомбинатом ("Запорожкокс" (40% принадлежит "Запорожстали"), "Запорожогнеупор", "Запорожский железорудный комбинат" (15% акций принадлежат "Запорожстали"), не составляют полную вертикально интегрированную цепочку. Комбинату по-прежнему необходимы руда и концентрат. Проблему с углем собственники предприятия обеспечили в прошлом году, купив в России обогатительную фабрику "Производственное объединение "Шолоховское" и лицензию на участок Быстрянского угольного месторождения в Ростовской области. Проблему дефицита руды мог бы решить Приазовский ГОК, лицензией на разработку которого "Запорожсталь" владеет совместно с Мариупольским металлургическим комбинатом им. Ильича. Однако денег на строительство горно-обогатительного комбината нет ни у запорожцев, ни у мариупольцев. Строительство ГОКа, по оценкам экспертов, составляет около $1 млрд. А за пять лет в него было вложено всего лишь $10 млн.

Жизнь после модернизации На первый взгляд, и покупка угольного месторождения, и модернизация производственных мощностей может указывать на то, что Алекс Шнайдер и Эдуард Шифрин решили всерьез заняться развитием "Запорожстали".

Однако существует и другая версия. В конце марта текущего года Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынкузарегистрировала увеличение уставного капитала меткомбината в 2,13 раза (на 450 млн. грн.) путем дополнительного выпуска акций. При этом сокращения влияния Midland Group не произошло. Скорее, таким образом проводилось упорядочение бизнеса.

По словам экспертов, все перечисленные мероприятия могут означать предпродажную подготовку комбината. Информация о вероятной продаже муссируется на рынке уже давно. В начале прошлого года Midland Group уже была замечена в продаже своих металлургических активов. Компания продала российскому предприятию "Рособоронэкспорт", которое производит оружие, автомобили и титан, 100% акций одного из крупнейших производителей металлопроката в РФ — волгоградского метзавода "Красный Октябрь". Причем Эдуард Шифрин вошел в состав совета директоров ЗАО "Русспецсталь", входящего в "Рособоронэкспорт". Именно тогда канадские источники в Midland Group заговорили о том, что также начаты переговоры о продаже "Запорожстали" и "Запорожкокса".

"Учитывая состояние комбината, в случае если найдется покупатель по приемлемой цене, выгодно было бы его продать. Я рассматриваю такой сценарий как более вероятный", — делится мнением аналитик ИК Concorde Capital Евгений Червяченко. Он утверждает, что "модернизация и продажа" — это более сложный вариант развития событий. Практика последних слияний и поглощений активов, аналогичных "Запорожстали", показывает, что собственники таких компаний не "инвестируют в модернизацию и продают", а продают предприятие в том состоянии, в котором оно находится, с учетом долгов и потенциальных расходов на модернизацию. "Зачем собственнику, если у него есть несколько бизнес-направлений, пара из которых имеют большие перспективы роста, развивать требующее миллиардных вложений?", — говорит Евгений Червяченко. Как пример аналитик приводит Днепровский металлургический завод им. Петровского, который группа "Приват" продала без проведения "предварительной модернизации".

Потенциальным покупателем, считает эксперт, может быть компания, имеющая доступ к сырью. "К примеру, AcelorMittal все еще интересуется активами в СНГ. Недавно "Северсталь" заявила о своих интересах в Украине. К тому же, по мнению аналитиков, один из крупнейших меткомбинатов Украины может заинтересовать и российскую ХК "Металлоинвест", которая давно уже присматривается к украинскому рынку. Ранее компания активно вела переговоры с "Индустриальным союзом Донбасса", с 2008 года — с российским "Норникелем", но ни одного слияния не произошло.

Эксперты рынка говорят о том, что покупкой "Запорожстали" вряд ли заинтересуются "Метинвест Холдинг" и "ИСД". То же самое можно сказать и о "Евраз Груп". Российская компания уже приобрела ряд активов на мировых рынках, кроме того, она уже имеет доступ на рынок Украины.

По оценке Евгения Червяченко, справедливая стоимость "Запорожстали" на сегодняшний день составляет $2,3-2,5 млрд. (для блоков акций, торгуемых на ПФТС). Однако в случае стратегической продажи цена сделки будет выше. Кроме того, в сделку, если таковая будет иметь место, войдут пакеты акций других активов, принадлежащих собственникам "Запорожстали": "Запорожкокса", справедливая стоимость которого на ПФТС, по оценке ИК Concorde Capital, может составлять примерно $170 млн., акции Запорожского железорудного комбината, обогатительной фабрики, а также участок угольного месторождения в России.

О том, что собственники Midland Group готовят "Запорожсталь" к предпродажной подготовке, говорит и то, что сегодня Эдуард Шифрин и Алекс Шнайдер серьезно увлеклись другими довольно прибыльными бизнесами — недвижимостью и ритейлом. В прошлом году они инвестировали в девелоперское направление около $1 млрд. собственных средств. А их проекты в Москве оценивают в более чем $2 млрд. Ритейл также требует немалых инвестиций в развитие: не так давно группа заявила о готовности вложить в дальнейшее развитие ритейлового направления свыше $200 млн.

Поэтому вполне вероятно, что давняя любовь собственников "Запорожстали" к металлу не сможет обуздать пылкую страсть к новым увлечениям.

Евгений Червяченко, аналитик ИФК Concorde Capital

Конкурентоспособность продукции "Запорожстали" падает в силу того, что оборудование, которое используется на предприятии, нуждается в модернизации, а требования к качеству проката постоянно растут. Сейчас большой спрос на сталь, поэтому говорить о том, что компания не может продавать свою продукцию, нельзя. В то же время ее качество нельзя сравнить с продукцией ряда российских и украинских комбинатов, не говоря уже о японских и европейских.

Существует ряд проблем и с обеспечением комбината сырьем. Покупка в прошлом году обогатительной фабрики и лицензии на участок угольного месторождения решат проблему "Запорожстали" всего лишь на 15%. При этом добыча угля еще даже не начата.

Рост экспорта финального проката в Европу, скорее всего, будет постепенным. Отмена квот на импорт в страны ЕС — позитивный фактор, но все же надо конкурировать с высококачественными производителями, а также с Китаем и Россией.