Никому не нужны

Кооперация с Россией и увеличение госзакупок может стать выходом для украинских дорожно-строительных заводов.

Кооперация с Россией и увеличение госзакупок может стать выходом для украинских дорожно-строительных заводов.

Дороги в Украине строят, используя преимущественно импортную технику. Оборудование отечественного производства особой популярностью не пользуется, даже несмотря на то, что цена зарубежных машин намного выше. К примеру, самосвал КРАЗ стоит около 326 тыс. грн., а цена импортного аналога IVECO значительно выше — от 857 тыс. грн. В результате более высокого спроса на импортную продукцию отечественные машиностроители вынуждены переориентировать свое производство на выпуск сельхозмашин и спецтехники.

Кто есть на рынке


Основные предприятия, специализирующиеся на изготовлении дорожно-строительных машин, это "АТЕК" (Киев), ХК "АвтоКрАЗ" (Кременчуг), Кременчугский завод дорожных машин "Кредмаш", Харьковский тракторный завод и Бородянский экскаваторный завод "Борэкс" (Киевская обл.) "В Украине дорожно-строительной техники производится очень мало. Соответственно, и продается ее немного. Кроме того, очень часто отечественные машины не конкурентоспособны на рынках СНГ из-за низкого качества. Сегодня высоким спросом пользуется техника, произведенная в России. У этого оборудования цена полностью соответствует качеству", — рассказывает менеджер по маркетингу украинского супермаркета грузовой техники "Автек" Андрей Олисиренко.Невзирая на то, что украинские машины не пользуются особым спросом у отечественных облавтодоров, производители различными способами стимулируют ее приобретение. В частности, сами заводы-производители предлагают целый ряд финансовых схем, облегчающих покупку дорогостоящих машин. Например, в Украине на условиях лизинга и кредитования можно купить практически любую дорожно-строительную технику. По словам представителя ХК "АвтоКрАЗ" Наталии Орел, программы "КРАЗ в кредит" и "КРАЗ в лизинг" пользуются популярностью. "Об успешности схем, которые позволяют приобрести технику в рассрочку, свидетельствует статистика: в 2006 году в кредит и лизинг продано 301 автомобиль КРАЗ, что в 2,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее продаваемая в кредит продукция ХК "АвтоКрАЗ" — строительная техника: самосвалы, автобетоносмесители, автокраны на шасси КрАЗ", — отметила Наталия Орел.Киевский завод "АТЕК" часть своей продукции также реализует с помощью лизинговых схем. Однако порой даже упрощенные схемы для покупки техники не помогают в погоне за потенциальным клиентом, поскольку строительные компании все чаще отдают предпочтение дорогой, но более совершенной западной пордукции. Тем не менее сегодня далеко не многиестроительные организации могут похвастаться наличием суперсовременных машин. Средние и мелкие строительные компании предпочитают арендовать спецтехнику, так как небольшие объемы строительства не позволяют окупить вложенные средства. В мировой практике одним из наиболее используемых инструментов является аренда специализированной техники. Однако в Украине пока нет фирм, предоставляющих подобные услуги. Пока габаритную технику, такую как асфальтосмесительные установки, можно арендовать на заводе-изготовителе. По словам директора по внешнеэкономическим связям и маркетингу "Кредмаша" Николая Моргуна, предприятие предоставляет услуги аренды асфальтосмесительных установок на срок от 2 до 12 месяцев.

Под Россию


Развивать направление дорожно-строительной техники в Украине намерены российские бизнесмены, поскольку спрос на спецмашины украинского производства постоянно растет. Так, в поле зрения группы "ГАЗ" (дивизион "Спецтехника", объединяет пять заводов по выпуску экскаваторов, бульдозеров, автогрейдеров и ряда других машин) попал Харьковский тракторный завод. На мощностях предприятия российские предприниматели намерены развивать производство дорожно-строительной техники. Сегодня ведутся переговоры по приобретению пакета акций завода. После покупки ХТЗ группа "ГАЗ" собирается его реструктуризировать. В частности, потенциальные покупатели заинтересованы в развитии производства строительно-дорожных машин. По данным самого Харьковского тракторного, предприятие выпускает только одну строительно-дорожную машину — фронтальный погрузчик Т-156Б-09.Участники рынка сомневаются в успешности проекта группы "ГАЗ". По словам экспертов, сложность состоит в том, что ряд производств харьковского предприятия морально устарели. Кроме того, для реструктуризации завода понадобятся дополнительные средства и время, что значительно усложнит планы группы. Долгое время отрасль не могла развиваться в силу низкого спроса на специализированную технику. Участники рынка уверены, что в Украине есть потенциал для развития дорожно-строительного машиностроения. Сегодня ситуация начинает меняться. Увеличиваются объемы госзакупок, и украинские производители имеют возможность сформировать портфель заказов. Но то, что строительные компании отдают предпочтение зарубежной продукции, должно заставить украинских производителей дорожно-строительной техники задуматься и усовершенствовать производство.

Мнение эксперта


Евгений Прусенко, заместитель главы Государственной службы автомобильных дорог Украины

В прошлом году на приобретение техники было потрачено 118 млн. грн., в этом году планируется приобрести ее на 280 млн. грн. В основном это техника, без которой мы не можем обеспечить ремонт дорог и безопасность движения (авторейдеры, погрузчики, разметочная техника, машины с применением эмульсий). Технику мы покупаем у зарубежных компаний, в основном немецкую. Эти машины более надежны и экономны. В прошлом году дорожно-строительная техника покупалась у "Кредмаша", "Киевского опытно-механического завода". Всего "Укравтодор" приобрел около 500 единиц техники. В 2007 году портфель заказов еще не сформирован.