Отдать некому

Инициатива Президента относительно продажи или доверительного управления чиновничьим бизнесом может так и не стать действительностью. Причины кроются в отсутствии реальных путей временного ухода акционеров из компаний и недоверии собственников к независим

Инициатива Президента относительно продажи или доверительного управления чиновничьим бизнесом может так и не стать действительностью. Причины кроются в отсутствии реальных путей временного ухода акционеров из компаний и недоверии собственников к независимым директорам. Инвестиционные банкиры идею передачи в управление компаний украинских чиновников воспринимают с улыбкой

Отделение бизнеса от политики задекларировано основным принципом деятельности новой власти во главе с Виктором Ющенко. Но претворить его в жизнь в рамках существующего законодательства и в реальных условиях функционирования украинского бизнеса будет непросто. Для воплощения провозглашенного нужна одна вещь — чтобы бизнесмен, пришедший к власти, отказался от управления принадлежащими ему активами и передал бразды правления другому лицу. Но вот здесь-то и возникает дилемма — кому передать?

От продажи до родственников

Существуют три основных пути отхода собственника предприятия от управления бизнесом. Первый является идеальным с точки зрения этого самого "отделения". Это продажа новоиспеченным госслужащим имеющихся у него акций или других прав на собственность. В этом случае собственник получает денежную компенсацию, которая затем "перекочевывает", скажем, на банковский депозит. Но данный вариант остается пока малоиспользуемым. Учитывая, что чиновничий век в Украине зачастую бывает недолгим, продажа собственности теряет всякий смысл, разве что предприниматель вообще захочет выйти из бизнеса.

Второй вариант — передача управления активами менеджменту компании или другим акционерам. Пока это самый распространенный способ выхода из бизнеса. Следует, правда, отметить, что украинские реалии еще значительно отличаются от западной практики корпоративного управления. Во многих случаях собственники не доверяют наемным менеджерам, и небезосновательно: вывод активов или хищение прибыли является обыденной вещью.

Ситуация усугубляется и тем, что у нас зачастую менеджерами высшего звена работают бывшие партнеры по бизнесу или родственники "нового" политика. Фактически такая форма выхода из бизнеса возможна только в случае налаженной схемы корпоративного управления, предусматривающей независимый внешний аудит, наличие независимых фигур в наблюдательном совете или хотя бы влиятельных миноритарных акционеров, т. е. то, чего нет ни в одной украинской компании. Именно такой путь выбрал российский бизнесмен Каха Бендукидзе после своего назначения на пост министра экономики Грузии. Более 25% акций "Объединенных машиностроительных заводов" оценочной стоимостью $64 млн. были переданы в доверительное управление менеджерам компании.

Инструмент, которого нет

И последний вариант — передача капитала в доверительное (трастовое) управление. Этот довольно распространенный на Западе вид у нас совершенно не задействован. Формально роль трастов в нынешних условиях могли бы выполнять компании по управлению активами (КУА), которые начали расти как грибы после дождя в прошлом году. По данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса, на сегодняшний день их число уже перевалило за сотню. Но эти компании создавались в основном для управления активами институтов совместного инвестирования, а также негосударственных пенсионных фондов, т. е. денежными средствами, а не собственно промышленными активами. Опрос "Инвестгазеты" показал, что практически ни одна из КУА не занимается предоставлением такого рода услуг, как доверительное управление реальным бизнесом.

Как считает главный эксперт КУА "Кинто" Виктор Ботте, "передача чиновниками собственности в трастовое управление — это просто пустые разговоры". По его мнению, в большинстве своем чиновники будут передавать свои пакеты акций в управление другим акционерам (как это сделал Арсен Аваков, новый губернатор Харьковской области) или переписывать собственность на родственников (пример — передача собственности главой СНБОУ Петром Порошенко своему отцу). С г-ном Ботте соглашается и директор КУА "Тект" Вадим Гриб: "Проблемой является то, что у нас в стране никто никому не верит, нет кодекса чести, нет корпоративного доверия. Наш менталитет не позволит нам отдать свой капитал кому-то в управление. Я не верю, что хоть один чиновник это сделает. Они либо создадут команду, которой якобы передадут в управление, а на самом деле негласно будут руководить, либо же передадут в управление тем людям, с которыми они росли в одной команде".

По мнению многих экспертов, главной причиной отсутствия трастовых услуг в Украине является законодательная неурегулированность этого вопроса. На сегодняшний день не существует закона, который бы определил нормативно-правовые рамки трастового управления. "Трастовое управление собственностью — это высший пилотаж в управлении активами. Поэтому этот вопрос требует законодательного урегулирования. Необходимо четко оформить права доверительного общества и гарантии бенефициара, передающего активы в управление, относительно сохранности своей собственности. Когда появится закон о доверительной собственности, он закроет все проблемы, связанные с трастовой деятельностью", — резюмировал председатель финансовой группы "Автоальянс" Анатолий Отченаш.