Отрасль высокого спроса

Хорошие урожаи, рост импорта и вместе с тем дальнейшее бурное развитие отечественного производства — таковы основные прогнозы для пищевой промышленности. Темпы развития кондитерской отрасли немного снизятся, а лидерами по динамике производства станет пере

Хорошие урожаи, рост импорта и вместе с тем дальнейшее бурное развитие отечественного производства — таковы основные прогнозы для пищевой промышленности. Темпы развития кондитерской отрасли немного снизятся, а лидерами по динамике производства станет переработка овощей и фруктов, а также масложировая отрасль

Для пищевой промышленности 2006 год не готовит глобальных перемен. Урожаи ожидаются высокие, а значит, сырьем пищевики будут обеспечены. Доходы населения также растут, а с ними и потребление продуктов высокого качества. Некоторые эксперты говорят, что серьезным испытанием для перерабатывающих отраслей и сельского хозяйства может стать вступление Украины в ВТО, т. к. наша продукция пока не способна конкурировать с импортной. Другие же уверены, что отечественная промышленная продукция наиболее конкурентоспособная из всей производимой в стране продукции, так что опасаться не стоит. В целом, по данным Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), как переработка сельскохозяйственной продукции, так и реализация промышленной продукции в этом году возрастут на 8%, объем рынка пищевой промышленности может составить 50-60 млрд. грн.

Переработчики мяса проведут год в борьбе за сырье: поголовье крупного рогатого скота сократилось в прошлом году на 350-370 тыс., а "мясной кризис" привел к многократному росту цен. Другой неприятностью для отечественных производителей послужит снижение импортных тарифных ставок на мясную продукцию: конкуренция на рынке усилится со стороны импорта. Тем не менее, эксперты полагают, что в этом году удастся стабилизировать производство говядины, а производство свинины значительно возрастет. При вступлении страны в ВТО снизится также ввозная пошлина на курятину (до 10%), в связи с чем увеличится ее предложение и уменьшатся объемы контрабанды. По мнению старшего экономиста МЦПИ Евгении Ахтырко, излишнее на сегодняшний день лоббирование интересов национальных производителей в парламенте создало ситуацию, когда потребность в мясе птицы превышает предложение, государство терпит убытки от контрабанды, а потребитель рискует получить некачественный продукт. В то же время у производителей птицы также есть повод для беспокойства — эпидемия птичьего гриппа, которая может принести им огромные убытки. Что касается законодательной базы, участники рынка считают необходимым, прежде всего, принятие закона о мясе и мясной продукции с внедрением новых стандартов качества.

Без молока, но с сыром

Для молокопереработчиков ближайший год может оказаться кризисным. Среди негативных факторов президент компании "Укрпродукт Груп" Ирина Евец называет внешне-

экономические тенденции по сухому молоку и по твердому сыру в связи с несоизмеримостью цена/качество, высокую вероятность резкого падения спроса на твердые сыры со стороны России. По мнению некоторых представителей рынка, если Россия введет пошлины на украинские сыры, рынок сыра ждет обвал. В то же время качество и количество молочного сырья по-прежнему не удовлетворяет потребностям рынка. "В связи с этим сегмент дорогих элитных сыров будет заполнен зарубежной продукцией. Для производства сыров этого сегмента в Украине нет ни сырья, ни технологии, ни традиции", — говорит председатель правления Шосткинского гормолкомбината Лариса Рудакова. Тем не менее, темпы производства сыров превысят спрос, продукция же будет в основном направлена на потребителей среднего и ниже среднего уровней дохода. Производители говорят о необходимости субсидирования и дотирования отрасли на уровне европейских стран. Рост рынка в 2006 году может составить 11-12%.

Ситуация на кондитерском рынке не изменится, лидеры сохранят свои позиции. В отрасли будут преобладать "преимущественно неценовые формы конкуренции — кондитеры будут активно бороться за место в умах потребителей. Поскольку в последнее время многие украинцы стремятся приобретать высококачественную продукцию и готовы платить за нее, кондитерские компании продолжат насыщать своей продукцией среднего и высокого ценовых сегментов рынка", — считает директор по маркетингу компании "АВК" Алексей Остапченко. При вступлении в ВТО национальный производитель сильно выиграет от ввоза дешевого тростникового сахара — затратность кондитерского сегмента существенно снизится. Вместе с тем, неизбежно пострадают отечественные сахаропроизводители. В 2006 году Остапченко прогнозирует сохранение темпов роста кондитерского рынка на уровне 8-12%, а в компании "Крафт Фудз Украина" говорят о росте 5-10% в денежном выражении и чуть меньше в объеме — 4-7%.

Достойны похвалы темпы роста плодоовощного бизнеса, достигающие 30-50% в год. В этом году будут бурно развиваться консервная промышленность, глубокая заморозка овощей и фруктов, торговля. По прогнозу "Проекта аграрного маркетинга", в течение 5 лет данный сектор может привлечь до 20 млрд. грн. инвестиций. Единственной проблемой рынка замдиректора Проекта Андрей Ярмак видит нехватку долгосрочных кредитов как в переработку, так и в производство фруктов: "Сад — это долгосрочная инвестиция с серьезным лагом отдачи",— напоминает Ярмак. В 2006 году предложение сырья увеличится на 15%, переработка — на 25-30%, а производство продуктов глубокой заморозки может удвоиться.

Предприятия масложировой отрасли настроены оптимистически: принятый Верховной Радой закон, предусматривающий снижение экспортной пошлины на семечку, пока не слишком отразится на переработчиках (в нынешнем году пошлина составит 16%). Вместе с тем, с учетом ее будущего уменьшения, компании стремятся к созданию вертикально интегрированных структур полного цикла, а доля мелких игроков на рынке будет сокращаться. В текущем сезоне, благодаря высокому урожаю масличных, ожидаются рекордные показатели переработки подсолнечника и производства масла — по прогнозу "АПК-информ", они на 45% превысят цифры предыдущего маркетингового года. Также возрастет производство бутылированного масла — на 20%, майонеза — на 15%. В маргариновой промышленности ожидается стабильность или незначительный рост. Основной головной болью масложировиков и не только их, по словам начальника аналитического отдела ИА "АПК-информ" Ольги Дзюбак, остается проблема четко отлаженного механизма возврата НДС: "Этот вопрос должен быть решен в первую очередь",— уверена Дзюбак. Среди локальных проблем директор департамента маркетинга и продаж компании "Кернел-Трейд" Инна Иванова выделяет установление в отдельных областях индикативных цен на подсолнечное масло: "Как правило, они (цены. — Ред.) ниже рыночных. Они введены во благо потребителя, но в реальности дают обратный эффект. Поскольку местные власти диктуют наценки местным компаниям, у них пропадает мотивация реализовывать товары, цены на которые жестко регулируются. В результате страдает потребитель, который не может купить необходимый ему продукт".