Парламент отодвигает подготовку бюджета

Народные депутаты не стали рассматривать текст бюджетной резолюции, предложенный правительством более месяца назад. Законодатели считают документ недоделанным и требуют его переписать. В Минфине отказываются это делать, ссылаясь на Бюджетный кодекс, котор

Народные депутаты не стали рассматривать текст бюджетной резолюции, предложенный правительством более месяца назад. Законодатели считают документ недоделанным и требуют его переписать. В Минфине отказываются это делать, ссылаясь на Бюджетный кодекс, который не предусматривает пересмотра бюджетной резолюции. На этой неделе Рада должна еще раз вернуться к документу

Резолюция считается черновиком, на базе которого правительство составляет полноценный текст проекта государственного бюджета на следующий год. Верховная Рада должна была принять документ сразу же после 1 июня, когда Кабмин внес его на рассмотрение. Но в резолюции не были учтены результаты роста ВВП за пять месяцев этого года, поэтому правительство согласилось внести в текст определенные коррективы.

Однако Рада прервала свою работу до 20 июня, и рассмотрение резолюции оставили на потом. Обострение политической ситуации, судя по всему, отодвинет бюджетный процесс в долгий ящик, и депутатам придется в очередной раз принимать главный финансовый документ страны перед самым Новым годом. Напомним, бюджетную резолюцию-2006, принятую Кабмином на заседании 1 июня 2005 года, Рада одобрила 21 июня.

Неуверенная резолюция

Бюджетная резолюция-2007 во многом повторяет своих предшественниц прошлых двух лет. Ее показатели известны: рост ВВП на уровне 4,2%, инфляция — до 10%, дефицит — 2% от ВВП, или 10 млрд. грн. Кабмин в 2007 году ожидает увеличения экспорта товаров и услуг до 7,9%, а также замедления темпов импорта — до 10%. Все это, по подсчетам Минэкономики, приведет к росту валютных поступлений в бюджет, а также прекратит вывоз долларов за рубеж. Это, в свою очередь, позитивно отразится на доходах населения.

Впрочем, прогнозы правительства несколько неуверенны, осторожны и достаточно размыты. На основные статьи расходов нет четкой графы покрытия. В частности, документ не содержит конкретной цифры, которая устанавливает сроки повышения прожиточного минимума. В документе записано лишь "ежеквартальное увеличение прожиточного минимума с учетом индекса потребительских цен". При этом минимальная зарплата к концу года должна вырасти до 450 грн., в то время как бюджетная резолюция-2006 предполагала к концу этого года уже повысить минимальную зарплату до 400 грн.

Кроме того, Кабинет Министров также намерен в 2007 году ввести минимальную почасовую оплату труда как государственную социальную гарантию. Это, в свою очередь, потребует дополнительных расходов бюджета в размере 6,3 млрд. грн. Наконец, в 2007 году планируется повышение минимальной зарплаты до 450 грн. Также на

3,6 млрд. грн. будут увеличены расходы бюджета, вызванные ростом субсидий малообеспеченным украинцам.

Министрам наконец удалось утвердить главный источник финансирования дефицита бюджета-2007. Правительство приняло предложение Минфина, который предлагал покрывать дефицит за счет поступлений от приватизации, от которой в 2007 году планируется получить 13,9 млрд. грн. Наибольшую часть выручки планируется получить за счет продажи "Укртелекома", который так и не вошел в программу приватизации текущего года. Государство, скорее всего, пожертвует госдолями в сотнях предприятий, продавая их на фондовых биржах.

Впрочем, добиться успеха при продаже телекоммуникационного гиганта окажется делом непростым. Как отметил народный депутат Сергей Терехин, на сегодняшний день акции крупнейших европейских операторов связи переживают не лучшие времена, и подготовиться к поглощению восточной компании сможет не каждый.

Май дал основания для оптимизма

Министерство финансов совместно с Министерством экономики работают над уточнением некоторых макропоказателей, заложенных в бюджетную резолюцию 2007 года. Министерства получили информацию о ВВП за май и пять месяцев текущего года и, таким образом, окончательно решат, в какую сторону стоит изменять госбюджет-2006. Как известно, в прошлом месяце рост составил 8,5%, а всего за январь-май — 4%, что дало возможность правительству с оптимизмом смотреть на перспективы бюджета не только этого года, но и следующего. "Мы должны оставить новому Кабинету Министров успешные показатели роста. Мы с этой задачей справились", — заявил премьер-министр Юрий Ехануров.

Тем не менее, оснований для оптимизма не так уж много, ведь эти показатели не учитывают новых цен на газ и их влияния на украинскую экономику. Скоро новые цены могут привести к снижению прибыльности предприятий и как следствие — падению поступлений в госбюджет.

Впрочем, Минфин уже подготовился к недоборам и готов их встретить во всеоружии. В частности, структура Пинзеника подчинила себе работу налоговой и таможни, так что теперь может полностью контролировать их финансовые потоки, а также усилить контроль по перекачке денег налогоплательщиков и импортеров в бюджет. Не исключено, что налоговая вернется к так называемым авансовым платежам, что практиковалось во времена правительства Виктора Януковича.

Документ не вдохновил Раду

Выступая в парламенте, и. о. министра финансов Виктор Пинзеник сообщил, что согласно резолюции, будет усилена бюджетная поддержка тех отраслей, которые обеспечивают развитие наукоемких и инновационных технологий. В документе планируется усилить господдержку угольной отрасли. Также будет задействован механизм государственных гарантий для удешевления кредитов, которые привлекают ключевые предприятия страны.

Правительство также предлагает усилить внимание к развитию ипотечного рынка, расширить привлечение кредитов Всемирного банка и ЕБРР как под государственные гарантии, так и без них.

Основной тезис, который был представлен депутатам — правительство снизит объем прямого дотирования отраслей промышленности, взамен предоставляя им дешевые займы и международные кредиты под государственные гарантии. Впрочем, депутаты не были настроены так оптимистично и стали указывать на плохую подготовленность документа.

Не устроило депутатов и то, что прогнозы роста в резолюции слишком завышены и не отражают уровень бюджетных затрат ввиду повышения цен на газ и электроэнергию. В следующем год ожидается очередное повышение тарифов, и на компенсации льготникам необходимо не менее 500 млн. грн. дополнительных дотаций.

Резолюция-2007

Показатели, предложенные командой Юрия Еханурова, предполагают дальнейшее увеличение расходов. Покрывать недоимки предусматривается преимущественно за счет доходов от приватизации и усиления работы налоговой

Основные показатели бюджетн ых резолюций на 2005-2007 гг.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Дефицит бюджета

1% ВВП

2% ВВП

2% ВВП

Прогноз роста ВВП

-

9,5%

4,2%

Прогноз роста инфляции

-

9,3%

10%

Новации

Снижение НДС до 17%

Рост минимальной зарплаты до 400 грн.

Введение почасовой оплаты труда