Пик капитализма

Единственный способ избежать роста стоимости бензина в Украине — уговорить мировое сообщество не повышать цены на нефть, считает представитель одного из крупных трейдеров. Украина попала в как никогда плотную зависимость от колебаний мировых цен на "черно

Единственный способ избежать роста стоимости бензина в Украине — уговорить мировое сообщество не повышать цены на нефть, считает представитель одного из крупных трейдеров. Украина попала в как никогда плотную зависимость от колебаний мировых цен на "черное золото", и пути назад нет — за три года топливо в стране подорожало более чем в два раза и будет дальше двигаться в сторону уровня цен бензина в Европе. Отражая мировые тенденции, бензин в Украине в сегодняшний период пикового спроса подорожает еще на 5-6%, после чего остановится в цене

В мае Украина традиционно переживает рост цен на бензин. Последние несколько лет у каждого из таких кризисов было свое лицо — как правило, главы правительства, которое с этим кризисом пыталось бороться. В прошлом году Юлия Тимошенко повела себя с нефтяниками слишком жестко, за что получила выговор от президента, годом ранее правительство Януковича договаривалось — в добровольно-принудительном порядке — с нефтетрейдерами о снижении или хотя бы замораживании цен. Впрочем, полностью погасить рост никогда не удавалось, однако немаловажно то, что "отката" цен назад по окончании пикового периода не происходило, в результате чего базовый уровень цен на нефтепродукты поднимался на одну ступеньку вверх. Сейчас уже мало кто помнит, что бензин А-95 в Украине два года назад стоил 2 грн., тогда как сегодня автомобилисты его покупают минимум по 4,10 грн.

Этот год имеет ярко выраженные отличия от предыдущих — впервые начавшийся в оптовом сегменте в конце апреля рост цен вызван не дефицитом нефтепродуктов и не фактором роста спроса из-за посевной, а исключительно мировыми тенденциями, к которым Украина стала более чувствительна — во многом вследствие того, что большую долю рынка заняли импортные нефтепродукты с подачи парламента (как раз во время прошлогоднего весеннего кризиса и для борьбы с ним). Цена импортных партий более плотно привязана к мировым тенденциям, поэтому и колебания цен в мире тут же находят отражение на украинских заправках.

Конечно, стоимость российской нефти, поставляемой на украинские НПЗ, также зависит от мировых тенденций. Однако все равно это влияние меньше. По большому счету, стоимость российского нефтяного ресурса для стран СНГ формируется исходя из внутренней цены на российском рынке, к которой добавляются транспортные расходы и налоговая составляющая. Так что в итоге получается дешевле, чем цена той же российской нефти для потребителей из Европы. Поэтому, несмотря на то, что в адрес российских НК, работающих на украинском рынке, в предыдущие годы постоянно звучали обвинения в необоснованном поднятии цен в пиковые периоды, сегодня выяснилось, что диверсификация снабжения Украины нефтепродуктами — не панацея. Зашедший в большом количестве на украинский рынок импорт готовых нефтепродуктов не сбивает цены, а держит их в пределе ценового коридора, обусловленного мировыми тенденциями.

Это в какой-то мере хорошо — ведь привязка к российскому внутреннему рынку с его более низкими ценами не могла продолжаться вечно. Сегодня Россия намеревается это поменять — президент РФ Владимир Путин считает необходимым организовать биржевую торговлю нефтью и газом с расчетами в рублях, в том числе, чтобы расширить зону влияния российской валюты. "Наши товары торгуются на мировых рынках, почему не у нас?" — недоумевает Путин. Очевидно, что планы российских властей направлены на достижение геополитических целей — укрепление национальной валюты и влияния России в мире вообще. Профильные министерства РФ уже ведут работу по созданию нефтяной и газовой бирж. По замыслу министерства, запуск торгов сможет повысить стоимость российской нефти и снизить разницу стоимости между сортами brent и urals.

Если планы будут реализованы, последствия почувствует и Украина — наши НПЗ, возможно, будут уравнены в правах с любым потребителем из Европы, и цены на нефть для них, соответственно, сравняются с европейскими. Однако сейчас этого утверждать однозначно не стоит. По словам эксперта компании UPECO Виталия Давия, пока что Путин озвучил только идею, а детали станут понятными позже. Например, такой важный нюанс — обяжут ли нефтедобытчиков весь ресурс в обязательном порядке продавать через данную площадку, либо же российские компании смогут поставлять напрямую нефть на принадлежащие им в Украине НПЗ, самостоятельно определяя ценовую политику для последних.

Открытие сезона

Во время майских праздников розничный рынок нефтепродуктов в Украине зашевелился — цены на заправках поползли вверх. Цена 95-го бензина на столичных АЗС поднялась с привычных 3,95 до 4,20 грн. за литр. Так что внешне все выглядело как начало обычного весеннего кризиса — сразу же посыпались экспертные прогнозы о дальнейшем росте цен в мае в размере 7-10% и успокоения со стороны властей, заверяющих, что все будет в порядке. По мнению директора энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Владимира Сапрыкина, до конца мая следует ожидать увеличения цены на нефтепродукты в среднем на 7-10% в крупных городах Украины. Похожий прогноз дает директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин. По его мнению, итогом мая станет подорожание нефтепродуктов на 10%.

Министр экономики Арсений Яценюк прогнозирует стабильность цен на нефтепродукты до конца нынешнего месяца, а также в следующем. По его словам, правительство приняло меры по стабилизации цен на рынке нефтепродуктов, которые не носили административного характера. "В Украине оптовые цены за последний месяц выросли на 24%, розничные — лишь на 7%, фактически мы сократили доходы нефтяных компаний и не дали им адекватно повысить розничные цены", — сказал он. Яценюк отметил, что до конца мая в Киеве цены на нефтепродукты, очевидно, останутся неизменными, в регионах — несколько возрастут, не выше уровня столичных цен.

Впрочем, эксперты не разделяют такое мнение. Действительно, в конце апреля произошел ощутимый скачок оптовых цен, вызванный ситуацией на мировых рынках. Поэтому, уверен Виталий Давий, розничные цены "догонят" отставание от динамики оптовых цен и в ближайшие две недели могут подняться на 5-6%. Вероятно, что цена литра А-95 поднимется до 4,40 грн., сказал эксперт "Инвестгазете", после чего стабилизируется на этом уровне на какое-то время, при условии того, что цены в мире опять не поползут вверх. Сейчас они, по словам Давия, стабилизировались на довольно высоком уровне, однако немного снизились по отношению к рекордным показателям конца апреля. Сергей Сапегин также отмечает разрыв в темпах роста оптовых и розничных цен — крупный опт подорожал по бензинам на 15-20%, по дизтопливу — на 6%. В то же время розничный рынок пока не так сильно отреагировал на изменения оптовых цен на нефтепродукты — в частности, по всем маркам бензинов и дизтоплива цены выросли только на 2-3%.

Глобальная зависимость

Примечательно, что нефтетрейдеры избегают прогнозировать конкретный размер роста цен. Все опрошенные "Инвестгазетой" компании ограничиваются общими фразами, сводящимися к тому, что дорожать нефтепродукты будут, основная причина — рост мировых цен. "Ситуация на внутреннем рынке Украины не может не отражать глобальной тенденции, и цены на нефтепродукты в Украине выросли, поскольку удерживать их в существующем коридоре, исходя из резкого подорожания нефти, объективно было невозможно", — сказали на "Укртатнафте". А стоимость сырья для отечественных НПЗ не могла не повлиять на оптовые цены, но все же отпускные цены НПЗ выросли не в таких пропорциях, в каких сырье.

Валерий Рясик, начальник Центра общественных связей компании "Лукойл-Украина", считает, что прогнозировать цены на бензин в Украине сегодня можно только будучи международным экспертом, и не только экономическим, но еще и политическим. "Рост цен будет продолжаться до тех пор, пока будет продолжаться рост цен на нефть", — сказал он и добавил, что рост цен на бензин обусловлен только состоянием цены на нефть на мировом рынке. "Других каких-либо предпосылок для роста цен, непосредственно региональных, государственных и прочих, не существует", — отметил Рясик. "Все зависит от мировых цен", — соглашается с ним Олесь Пограничный, пресс-секретарь концерна "Галнафтогаз". Хотя, как он считает, рост цен на бензин уже скоро должен прекратиться, потому что он происходит обычно в марте-апреле-мае. "Это рыночный абсолютно прогнозированный фактор, связанный с сезонными работами: зимой цены падают, весной — повышаются. Сейчас цены должны стабилизироваться, если цены на мировом рынке не будут прыгать из-за определенных катаклизмов", — резюмировал он.

"На данный момент есть предпосылки к удорожанию нефтяного сырья и продуктов его переработки в среднесрочной перспективе. В какие ценовые значения это выльется на стелах украинских АЗС, точно сказать нельзя. В любом случае, цена на внутреннем рынке будет объективной: импорт не допустит спекуляций и необоснованного завышения цен со стороны местных производителей", — сказали в "ТНК-ВР Украина".

Назвать кризисом происходящий в Украине рост цен бензина в этом году было бы явным преувеличением — характерного для него дефицита нефтепродуктов не наблюдается, о чем говорят и производители, и эксперты. И похоже, борьбой с ростом цен озадачиваться особо некому. Правительство, сидящее "на чемоданах", не будет прибегать к административному регулированию рынка. Тем более с прошлогодней подачи Виктора Ющенко, это в Украине теперь считается дурным тоном. Однако действия нового парламента могут иметь последствия для рынка. Он начнет работу гораздо быстрее, чем исполнительный орган, и может, в частности, вернуться к вопросу смены правил игры — повышения ставки ввозной пошлины на нефтепродукты. "Мы считаем, что так называемые стимулирующие импортные ввозные пошлины должны быть введены, но они не должны превышать сегодня 20-25 евро за тонну. Но этот вопрос находится в компетенции исключительно Верховной Рады, которая неизвестно когда соберется", — сказал Яценюк.

У каждого из предыдущих правительств был свой стиль борьбы с ростом цен на бензин. В этом году, похоже, вмешиваться никто не будет. "У нас уже есть отрицательная практика такого регулирования, и никто не позволит к такому возвращаться", — отметил Александр Шпак, глава Лиги нефтепромышленников Украины. "Если резких скачков не будет, то правительство к таким мерам не будет прибегать. Скажу больше: если резкого скачка не произошло до сих пор, то уже и не произойдет в этой половине года", — уверен Владимир Нестеренко, аналитик компании "Конкорд Капитал". "Рынок сейчас открыт, он саморегулируется. Если у нас цены на бензин будут расти быстрее, чем в Беларуси или Литве, то к нам поступит больше импорта, благодаря чему цены упадут. То есть импорт сдерживает рост цен — это естественный процесс. И нужно опасаться принятия решения о возобновлении пошлин на импорт нефтепродуктов, что может поспособствовать росту цен", — резюмировал аналитик.

Как правительство боролось с бензиновыми кризисами в предыдущие годы

Виктор Янукович

Юлия Тимошенко

Весна 2004 г., рост 30%

Апрель 2005 г., рост 10%

· Введение лицензирования экспорта

· ограничение предельных цен

· налоговые проверки

· договор с НК о соблюдении предельного уровня цен

· льготное топливо для аграриев

· снижение цен госкомпаниями

· ограничение предельных цен

· отмена аукционов по продаже украинской нефти

· введение нулевой ставки пошлины на импорт

· снижение цен госкомпаниями

· трейдеры согласились снизить цены

· дефицит нефтепродуктов в рознице

· отказ от админрегулирования рынка