Под напряжением

300 млрд. долл. в год — такой ущерб наносит экономике США стресс на рабочем месте, утверждают американские статисты. А согласно оценкам британского комитета по безопасности труда, из-за вынужденной приостановки производственной деятельности, связанной со

$300 млрд. в год — такой ущерб наносит экономике США стресс на рабочем месте, утверждают американские статисты. А согласно оценкам британского комитета по безопасности труда, из-за вынужденной приостановки производственной деятельности, связанной со стрессом, британская промышленность ежегодно теряет около 500 млн. евро. В целом же чрезмерное психологическое напряжение ежегодно обходится Великобритании более чем в 5 млрд. евро.

По данным исследований, опубликованных в журнале Hazards, стресс на рабочем месте на 25% повышает риск инфаркта и на 50% — риск инсульта. В Великобритании из-за болезней, вызванных стрессами, ежегодно теряется около 13 млн. рабочих дней. Расходы на здравоохранение у людей, подверженных психологическому напряжению, в стране Туманного Альбиона на 46% превышают среднестатистические. А в Японии даже появился специальный термин, обозначающий "смерть в результате переутомления на рабочем месте".

Подобные исследования в Украине не проводятся. Хотя не сложно подсчитать материальный ущерб, который может понести компания, если в ней "культивируются" порождающие стресс факторы. Психологи утверждают, что около 60% всех случаев прогула обусловлены чрезмерным напряжением. Причем, в этом состоянии человек, как правило, неадекватен: он хуже работает, принимает эмоциональные и не взвешенные решения, чаще и дольше болеет, неэффективно общается с сотрудниками и клиентами. А последние вряд ли останутся довольными после разговора с раздраженным менеджером. Тогда как, по данным исследований компании Professional`s Business (Россия), увеличение примерно на 5% числа довольных клиентов ведет к росту прибыли компании на 30-85%.

Вообще стресс проявляется по-разному. Кто-то периодически "заболевает" на неделю-вторую. За это время конкуренты его непременно опережают. Кто-то "разряжается" на персонале (клиентах, коллегах), что вряд ли способствует его финансовому благополучию. Самые ответственные тянут лямку на чувстве долга. Но рано или поздно здоровье подводит. А порой доходит и до курьезов. В одно из РУВД Москвы поступило сообщение, что в жилом доме заложена бомба. На место происшествия прибыли наряды патрульно-постовой службы, спасатели, пожарные и бригады "скорой помощи". Всех жильцов пятиэтажного дома срочно эвакуировали. Кинологи с собаками обследовали дом от чердака до подвалов, но никаких взрывоопасных предметов не обнаружили. Милиции удалось вычислить "телефонного террориста". Во время допроса мужчина рассказал, что накануне он поругался с шефом, и чтобы снять стресс, решил отыграться.

Задача руководства любой компании — продумать алгоритмы поведения своих сотрудников во время стрессов, чтобы они легко превращали проблему в задачу.

И еще, полагают психологи, у сотрудника всегда должно быть право на ошибку.