НБУ курс:

USD

41,44

--0,01

EUR

46,24

+0,13

Наличный курс:

USD

41,74

41,65

EUR

46,60

46,40

Правительство готовит мягкую посадку

Реализация договоренностей между правительством и участниками нефтяного рынка принесла первые позитивные результаты — цены на нефтепродукты удалось стабилизировать. Следующим этапом станет снижение цен. В Минтопэнерго прогнозируют, что к средине сентября
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Реализация договоренностей между правительством и участниками нефтяного рынка принесла первые позитивные результаты — цены на нефтепродукты удалось стабилизировать. Следующим этапом станет снижение цен. В Минтопэнерго прогнозируют, что к средине сентября падение цен составит 5-10 коп. за литр. Сегодня министерство разрабатывает ряд законопроектов, которые дадут возможность собственникам НПЗ и нефтетрейдерам удержать рост цен на нефтепродукты в будущем

Сентябрь принес долгожданное облегчение для отечественных рынка нефтепродуктов. Стремительное и казавшееся неизбежным повышение цен на нефтепродукты удалось обуздать. Более того, на прошлой неделе на розничном рынке нефтепродуктов впервые за долгое время появились тенденции к снижению цен. Так, министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что уже сегодня средняя стоимость бензина А-95 в рознице составляет 4,65 грн./л, дизельного топлива — 4,07 грн./л. Снижение цен отмечено по всей стране.

Опрошенные "Инвестгазетой" участники рынка подтвердили тенденцию к снижению. Но, как удалось выяснить, снижение цен коснулось только самого ходового топлива — бензина А-95 и дизтоплива. В нефтяной компании "Альянс-Украина", под маркой которой работает 146 АЗС, сообщили, что "за последние 2 недели двигалась цена только А-95 и дизтоплива, цены на другие виды топлива остались неизменными".

В Минтопэнерго ожидают дальнейшее снижение цен в сентябре. Как сообщил министр, на последнем совещании с представителями НПЗ и собственниками АЗС были достигнуты договоренность о снижении до 10 сентября цен на бензин марки А-95 до 4,60 грн./л, а дизельного топлива — до 4,05 грн./л.

Мировой рынок задает тон

Главной причиной нынешнего снижения цен в правительстве видят в благоприятной конъюнктуре на мировых рынках, где продолжается падение цен на нефть и нефтепродукты. В тоже время эксперты отмечают отсутствие четкой привязки динамики цен на отечественном и мировых рынках. "Безусловно, мы должны идти в ногу с мировым рынком. Но, если мы видим, что с середины августа цены на бирже на бензин марки А-95 в Европе упали на 18%, мы должны увидеть и адекватные тенденции и в Украине, ведь мы покупаем нефть по мировым ценам. К сожалению, этого не происходит", — говорит исполнительный директор аналитической компании UPECO Сергей Куюн. По его словам в Украине несколько снизились оптовые цены, около 2%, ожидается, что и розничные цены в ближайшее время пойдут вниз, "топливо, которое сейчас поступает на рынок по более низким ценам, будет снижать общую цену, но этот процесс очень плавный". Следует отметить, что снижение оптовых цен еще не гарантирует того, что топливо на АЗС также подешевеет. "У нас имеется негативный опыт прошлого года, когда с августа по декабрь оптовая цена на нефтепродукты снизилась почти на 30%, а цены в рознице остались на месте. Поэтому правительству необходимо тщательно анализировать ситуацию, поскольку оно, безусловно, заинтересованно в снижении цен", — сказал Куюн. "Но у правительства пока нет рычагов влияния на розничный рынок нефтепродуктов, поэтому единственным методом остается встречаться и убеждать нефтетрейдеров, других механизмов нет", — подытожил эксперт. Подобная практика сотрудничества правительства и нефтяных компаний применяется также в России. В сентябре прошлого года правительство "попросило" компании заморозить цены до конца года, очевидно подобная практика повторится и в этом году.

Меморандум воплотят в жизнь

Правительство намеренно развивать сотрудничество в рамках подписанного в августе меморандума между Кабмином и крупнейшими представителями украинского рынка нефтепродуктов. На прошлой неделе глава Минтопэнерго Юрий Бойко заявил о том, что "в поддержку меморандума разработан ряд законодательных актов, которые смягчат инвестиционный климат для собственников нефтеперерабатывающих предприятий и розничных сетей торговли". По его словам, сегодня ведется работа над 8 законопроектами, которые вскоре будут представлены на утверждение в Верховную Раду. В частности, планируется введение нулевой ставки пошлины на импорт оборудования нефтепереработки и нулевой ставки НДС на импорт этого оборудования. Министр выразил уверенность, что законопроекты найдут поддержку в парламенте и будут утверждены в ближайшее время.

Напомним, что в прошлом году на пять из шести НПЗ снизили переработку нефти и газового конденсата. Всего было переработано 17,4 млн. тонн, что на 18% меньше, чем годом раньше. В текущем году негативная динамика снижения продолжается, за 7 месяцев переработки нефти и газового конденсата составят 8,75 млн. тонн, что на 2,9 млн. тонн (24,8 %) ниже по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года.

Сегодня украинские НПЗ не в состоянии конкурировать с предприятиями России и Беларуси, по словам министра, при уровне цены на нефть $470 за 1 тонну, экспортная пошлина составляет $216. "На сумму этой пошлины российские производители получают дешевле нефть. Соответственно, изначально имеют более выгодные условия для реализации нефтепродуктов и более высокий уровень прибыли", — объяснил министр.

Чтобы исправить ситуацию, в Кабмине намерены пойти на встречу собственникам украинских НПЗ и готовы ввести пошлины на импортные нефтепродукты. "Будет введена пошлина, мы сейчас рассчитываем ее этапность и размер. Она будет введена в момент насыщения рынка и сезонного спада. Считаю, что это будет середина октября", — заявил Юрий Бойко. Решение об уровне пошлины на сегодня еще окончательно не принято.

В министерстве опасаются, что резкое введение пошлины может негативно отразиться на рынке Украины и привести к удорожанию цен на нефтепродукты, поэтому обещают максимально снизить негативные последствия ввода пошлин. "Должна быть некая грань, некий баланс между этими процессами", — сказал Юрий Бойко.

В "Ассоциации потребителей нефтепродуктов" с доводами министра не совсем согласны. Существующие в России экспортные пошлины на бензин и дизтопливо в значительной мере уравновешивают конкурентные условия российских и украинских НПЗ, к тому же транспортировка светлых нефтепродуктов железнодорожным транспортом, как правило, дороже, чем транспортировка сырой нефти. "Поэтому не стоит говорить о том, что экспортная пошлина критическим образом влияет на рыночные показатели украинских нефтепереработчиков", — сообщил.

В ассоциации считают мероприятия по поддержке финансового состояния отечественных НПЗ за счет потребителей экономически нецелесообразным. Среди негативных последствий в ассоциации отмечают стимулирование инфляционных процессов, а также угрозу роста контрабанды топлива.

НПЗ в ожидании поддержки

Отечественная нефтепереработка находится в незавидном положении. Из шести отечественных НПЗ в августе работали только три, при этом один из них, "Нефтехимик Прикарпатья" (Надвирна), работал на минимальном уровне загрузки. На прошлой неделе руководство НПК "Галичина" (Дрогобыч) объявило о возобновлении после остановки для проведения ремонта. Но увеличить внутреннюю переработку в Украине в текущем году вряд ли получится. Об остановке на плановый ремонт с 1 октября объявил и второй по мощности в Украине Лисичанский НПЗ, который принадлежит ТНК-ВР. Как сообщили в пресс-службе компании, запланированная реконструкция займет полтора месяца. "Мы сознательно перенесли остановку на осень, когда спрос идет на спад, вместо того, чтобы проводить ремонтные работы в апреле-мае, когда потребление достигает своего пика", — отметил заместитель генерального директора "ТНК-ВР Коммерс" Евгений Калинин. По его словам, в этом году компания отказалась от практики накопления больших товарных запасов к остановочному ремонту. "Это никак не повлияет на стабильность украинского топливного рынка, снабжение собственной розничной сети и наших партнеров будет осуществляться за счет поставок горючего с сопредельных рынков — российского, белорусского и западноевропейского", — прокомментировал Калинин.