Правительство обещает не разбрасываться гарантиями

Кабмин ужесточил требования к внешним заимствованиям госпредприятий. Согласно его постановлению, теперь все заимствования должны быть согласованы в обязательном порядке с Министерством экономики, Министерством финансов и Фондом госимущества. Кроме того, п

Кабмин ужесточил требования к внешним заимствованиям госпредприятий. Согласно его постановлению, теперь все заимствования должны быть согласованы в обязательном порядке с Министерством экономики, Министерством финансов и Фондом госимущества. Кроме того, правительство обязало Минфин регистрировать все внешние займы, а также установить их порядок.

Желание "закрутить гайки" заимствованиям Минфин объясняет своеволием многих предприятий. Ведь, согласно прошлым правилам, госзаемщик обязан был делать согласования лишь с местными органами власти, с которыми договориться значительно проще. Причем это правило касалось не только внутренних кредитов, но и внешних. А крупные заниматели дошли до того, что стали указывать их в своих финансовых планах. Правительство решило положить такой анархии конец.

Впрочем, несмотря на снижение гарантированного государственного долга до $11,1 млрд., в текущем году есть все шансы на его резкое повышение. В бюджете этого года максимальный лимит задолженности установлен на уровне 18,689 млрд. грн. и $1,084 млрд. Предел по внешним заимствованиям вырос на 10% — до $9,172 млрд. Однако установленные лимиты могут превысить предприятия-должники, ранее занявшие кредиты под госгарантии. Общая сумма задолженности этих компаний по таким долгам превысила 8 млрд. грн.

В этом году существует риск невозврата некоторых займов, что, в свою очередь, вынудит государство погашать долги компаний. Подобная угроза вызвана, прежде всего, низкой кредитоспособностью отечественных компаний, долгосрочной окупаемостью проектов. Кроме того, в залоге у многих предприятий нет существенных ликвидных активов. Надеясь на снисходительность государства, компании не продумывают свои бизнес-планы, не имеют четкой стратегии использования привлекаемых средств.

Тем не менее, государство намерено пресекать все попытки уклониться от расплат по долгам. На сегодняшний день Минфин разработал механизм передачи госдолга предприятий коммерческим структурам, которые будут выбивать их у предприятий. Сами заемщики должны будут основательно подготовиться к получению кредита, иметь рейтинг национального агентства, работать со специализированными банками, а не карманными и т. д. Выполнение данных требований Минфин обещает строго контролировать.

Впрочем, все эти усилия избежать задолженности могут не достичь цели. Ведь в этом году суммы заимствований весьма значительны, и не факт, что все кредитополучатели смогут вовремя расплатиться по долгам, и особенно это касается госкомпаний. Любые лишние расходы для и так трещащего по швам бюджета будут крайне нежелательны. А если государство не захочет платить за своего протеже или затянет с выплатой, то это аукнется оттоком иностранных инвестиций или вообще дефолтом.

Правительство не собирается прекращать выдавать госгарантии под кредиты. По существу, ему выгодна такая форма поддержки предприятий — отказ от прямого финансирования в пользу кредитования под госгарантии. С одной стороны, это не отвлекает госсредства, с другой — позволяет предприятиям-заемщикам работать в рыночных условиях, то есть зарабатывать на кредит.

Должники

"Год-два назад правительство давало преимущество прямому финансированию, и контролировать распределение финансовых потоков государству было очень сложно, — говорит аналитик АО "ВАБанк" Андрей Зарипов. — Тепер же преимущество за кредитными программами. С их помощью правительство хочет повысить дисциплину платежей, а также привлечь госгарантиями инвестиции в рискованные, но необходимые для страны проекты".

Одним из крупнейших должников под госгарантии является "Укравтодор", бравший кредиты на строительство трассы "Киев — Одесса". На эти цели компания получила займы на $480 млн. В этом году "Укравтодор" намерен занять у Всемирного банка 150 млн. евро. Эти деньги могут быть направлены на проекты реконструкции автомагистралей "Киев — Харьков" или "Киев — Умань — Винница" (окончательного решения на этот счет не принято). "Победителем тендера по кредитованию строительства автобана "Киев — Харьков" был признан "Сити-банк" (Украина). Мы планируем привлечь его займ на сумму 300 млн. евро, — сообщил глава "Укравтодора" Вадим Гуржос. — Такой тендер мы смогли провести благодаря системе госгарантий".

По словам Гуржоса, государственные гарантии идут только на пользу, так как обесчивают приток инвестиций. "Ведь частный бизнес не боится осваивать рискованный и малодоходный рынок, — говорит он. — Так получилось и с дорогами. Благодаря госгарантиям мы получили льготные кредиты на ремонт и реконструкцию дорог, а также постройку новых. Что касается рисков невозврата, то мы полностью способны возвратить долг. Ведь у нас есть регулярные поступлення от дорожных сборов и акцизов, благодаря которым мы сможем выплачивать как тело кредита, так и проценты по ним. Все эти расходы уже заложены в нашем бюджете, поэтому государство защищено от невозвратов".

В ряд крупнейших должников в этом году должно войти Государственное ипотечное учреждение (ГИУ), в задачу которого входит рефинансирование ипотечных кредитов. Учреждение намерено в этом году выпустить облигации под госгарантии на сумму в 1 млрд. грн. "По-моему, это самая безопасная гарантия для государства, — считает президент компании "БТАИпотека Украина" Сергей Волков. — Ведь ипотечные ценные бумаги обеспечены ликвидным залогом, таким образом, банки и институциональные инвесторы смогут получить свои деньги от реализации реальной недвижимости. Поэтому риск невыплат займа и процентов по нему минимальный. За самим учреждением будут строго следить госрегуляторы и инвесторы — покупатели ипотечных ценных бумаг (банки, инвестиционные фонды, НПФ и страховые компании). Сама госгарантия здесь нужна, чтобы привлечь колеблющихся инвесторов, которые пока не верят в ипотечный залог, но готовы вкладывать деньги в ценные бумаги. Поэтому, думаю, государству не придется изымать деньги из бюджета на покрытие расходов ГИУ".

"Правительство должно тщательно контролировать заемщиков, — считает Андрей Зарипов. — Впрочем, этот контроль также не должен переходить рамки. Ведь если держать компании в ежовых рукавицах, они лишатся возможности брать долгосрочные и дешевые займы".

Крупнейшие заемщики под государственные гарантии в 2005 г.

Сумма задолженности

"Укрзализныця"

$700 млн.

"Укравтодор"

$480 млн.

"Украгротехсервис"

$110 млн.

Предприятия "Южное" и "Южмаш"

$257 млн.

Северный и Южный ГОКи

$9 млн.

Харьковский тракторный завод

10,9 млн. евро

"Силур"

16,7 млн. евро

Источник: данные Счетной палаты