Президент автомобилестроительной корпорации "Богдан" Олег Свинарчук: "80% продаваемых в стране автомобилей произведены в Украине"

Украинский автопром демонстрирует хорошие темпы роста. Мы попросили рассказать Олега Свинарчука о тех проблемах, которые существуют на рынке, и оценить возможные последствия для автоиндустрии после вступления Украины в ВТО

Украинский автопром демонстрирует хорошие темпы роста. Мы попросили рассказать Олега Свинарчука о тех проблемах, которые существуют на рынке, и оценить возможные последствия для автоиндустрии после вступления Украины в ВТО

— В одном из своих интервью вы говорили, что для развития автомобилестроения необходима стабильность законодательства и прогнозируемая промышленная политика государства. Сейчас в Украине есть эти условия?

— К сожалению, нет. Я занимаюсь автомобильным бизнесом с 1992 года, и с тех пор по сегодняшнее время у меня не было и нет уверенности в постоянстве законодательства. В 2002 году, когда мы подготовили и подали в Кабмин нашу инвестпрограмму, были одни условия, в 2005 году — другие, теперь в связи с вступлением в ВТО нужно готовиться к третьим. Вот краткая иллюстрация того, что автомобильная промышленность в нашей стране развивается "не благодаря, а вопреки". И теперь, накануне вступления Украины в ВТО есть некоторая неопределенность с приоритетами государства: это собственное производство автомобилей, или их импорт.

— Но отечественный автобизнес развивается достаточно хорошими темпами. Насколько я понимаю, этого удалось добиться именно благодаря некоторым изменениям законодательства, когда в прошлом году два раза повышали пошлины на ввозимые в Украину автомобили?

— Да, сейчас мы можем с гордостью говорить, что 80% продаваемых в стране автомобилей произведены в Украине. Это результат осуществления таких проектов, как сборка автомобилей из иностранных комплектующих и их дальнейшее развитие — уже полноценное производство автомобилей в Украине. Почему это стало возможным? Благодаря защите внутреннего рынка. Мы только недавно начали возрождать свой автопром, и сегодняшняя ситуация должна сохраниться некоторое время, для того чтобы предприятия смогли уверенно встать на ноги.

— Кто-то инициирует изменения законодательства, регулирующего отечественный авторынок?

— Автопроизводители удовлетворены сегодняшним состоянием рынка. Впрочем, как и автоимпортеры. Сегодняшний уровень пошлин на ввозимые в страну автомобили позволяет развиваться как "чистому" импорту, так и автомобильному производству — достигнут определенный баланс интересов. Изменение законодательства будет вызвано грядущим вступлением Украины в ВТО.

В связи с этим следует изменить механизм защиты внутреннего авторынка. И изменения коснутся большого количества документов. В этой связи и возникают опасения, что мы сначала вступим в ВТО, а уж потом будем пытаться что-то делать для сохранения автомобильной промышленности в Украине, для ее защиты. Если так произойдет, последствия оценить сложно.

— Что же надо изменить, для того чтобы и отечественных производителей защитить и вступить в ВТО?

— Для этого надо проанализировать, как работают механизмы защиты производителей в странах, которые уже являются членами ВТО. Например, европейские страны могут рассчитывать на дотации из бюджета Евросоюза.

У нас нет этого бюджета. Россия выбрала для подготовки своей экономики длительный переходный период. А вот Китай и Индия накануне вступления в ВТО фактически закрылись от автоимпорта и в этих условиях готовили свой автопром к вступлению в ВТО. Результат — подтянули технологии, и сейчас эти страны лидируют в мировом автопроме, заставляя считаться с ними. Так вот, что есть у Украины? Есть ее рынок, который и является единственным ресурсом для нас, украинских автопроизводителей. Вот мы и предлагаем его защитить.

— Каким образом?

— По правилам ВТО страна не имеет права вводить возрастной ценз ввозимых авто. Правила ввоза автомобилей регулируются экологическими нормами или системой регистрационных сборов, которые учитывают возраст авто. Проще говоря, чем старше авто, тем выше сборы. Вот такие правила не противоречат нормам ВТО. Ассоциация "Укравтопром", членом которой является корпорация "Богдан", разработала и предложила парламенту ряд законопроектов, направленных на защиту отечественных автопроизводителей с учетом вступления в ВТО. Речь идет о новой системе исчисления транспортного сбора, о льготах по налогу на прибыль и землю.

— И как долго придется защищать автопроизводителей?

— Срок окупаемости инвестиций в отрасли — 8-10 лет. Безусловно, никто не рассчитывает на такой срок. Три-пять лет — это абсолютно нормальный срок.

— Какие долгосрочные программы реализует корпорация "Богдан"?

— Их несколько. Самая масштабная — строительство автозавода в Черкассах, мощность которого составляет 120 тыс. легковых автомобилей в год. С его вводом будет создано более 6 тысяч новых рабочих мест. Мы практически завершаем первый этап строительства этого автозавода в Черкассах. Масштабы строительства впечатляют. Это более 150 тыс. метров квадратных сварочного и сборочного производства, плюс еще 40 тыс. покрасочного производства. Такие объекты в Украине не строились уже лет 20. Думаю, что это предприятие станет флагманом украинского автомобилестроения. В тех же Черкассах создаются мощности по производству грузовиков от 2 до 10 тонн. Это уникальный для Украины проект, так как грузовики такого типа у нас в стране не производят.

— Какой объем инвестиций будет направлен на строительство новых заводов?

— Более $315 млн. В дальнейшем потребуются дополнительные средства для оборотного капитала, который потребуется для закупки комплектующих. Уже сейчас мы ведем переговоры с несколькими компаниями-поставщиками.

— С кем именно?

— С российскими производителями — это "АвтоВАЗ", с компаниями из Южной Кореи — "Хюндай" и КИА. В Черкассах будут производиться 4-5 моделей разного класса, стоимостью от $8 тыс. до $20 тыс.

— Есть ли перспектива появления украинского автобренда?

— Пока это будут легковые автомобили с брендами компаний, с которыми договоримся. Тот же "Хюндай", КИА и ВАЗ. Дело в том, что разработка совершенно новой модели автомобиля — это расходы, превышающие $1,5 млрд. Сопоставимые суммы дополнительно необходимы на продвижение нового бренда на рынок.

Мы понимаем, что пока наш целевой рынок — украинский, где 80% продаж приходится на автомобили ценовой ниши $8-12 тыс. На эти показатели мы и ориентируемся. Мы должны производить тот продукт, который в состоянии продать.