Президент повысил напряжение

"Энергетическая компания Украины" и Киевэнерго — первые ставки в игре по переделу сфер влияния в ТЭК. Политика правительства Виктора Януковича, направленная на смену руководителей госпредприятий энергетического сектора, получила неожиданный ответ. На про

"Энергетическая компания Украины" и Киевэнерго — первые ставки в игре по переделу сфер влияния в ТЭК.

Политика правительства Виктора Януковича, направленная на смену руководителей госпредприятий энергетического сектора, получила неожиданный ответ. На прошлой неделе президент Виктор Ющенко отменил указ Леонида Кучмы о создании НАК "Энергетическая компания Украины" (НАК "ЭКУ"), что, в свою очередь, может лишить правительство контроля над большинством госпредприятий в электроэнергетике.

Акции госкомпаний, которые находятся в уставном фонде НАК "ЭКУ", уже в ближайшее время могут быть возвращены в управление Фонда госимущества. Таким образом, будут сняты преграды на пути массовой приватизации предприятий ТЭК, а открытый конкурс по их продаже лишит правительство и сегодняшнее руководство компаний возможности провести теневую приватизацию.

"Технический" нокаут правительства

Формальным поводом для отмены указа стало приведение актов, изданных экс-президентом, в соответствие с Конституцией. Создание НАК "ЭКУ" было признано несоответствующим законодательству. "Президент (Кучма. — Ред.) не имел права создавать объект хозяйствования и давать исчерпывающие поручения касательно закрепления акций в такой компании", — сообщили в пресс-службе Ющенко. Законодательную инициативу президента напрямую связывают с назначением на пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны Виталия Гайдука. Одной из причин такой резкой реакции президента на положение дел в НАК "ЭКУ" стали кадровые изменения в украинской энергетике. После назначения в августе президентом НАК "ЭКУ" Игоря Глущенко на предприятиях, входящих в состав компании, началась массовая смена руководства.

Пятого октября наблюдательный совет энергогенерирующей компании "Центрэнерго" уволил генерального директора компании Николая Гаркавенко. Его место занял Сергей Попов, который до этого исполнял обязанности первого вице-президента НАК "ЭКУ". Чуть раньше, 30 сентября, наблюдательный совет "Запорожьеоблэнерго" вместо Владимира Гапонова назначил исполняющим обязанности генерального директора Виктора Носулько. Лишился своей должности и Андрей Мартынюк, генеральный директор "Днепрооблэнерго", на его место был назначен Эдуард Соколовский, экс-руководитель "Одессаоблэнерго". И, наконец, 10 октября на собрании акционеров "Киевэнерго" представители НАК (владелец 50%+1 акции) получили большинство в наблюдательном совете. При этом руководство компании теперь будет назначаться наблюдательным советом. Собрания акционеров с аналогичной повесткой должны пройти и в других энергокомпаниях с государством в реестре акционеров.

Ничего удивительного в смене руководства нет. С назначением нового руководителя НАК "ЭКУ" можно было предположить, что ключевые посты займут "свои" люди, поскольку это является ключевым фактором успеха в отрасли с большими финансовыми потоками, но маленькими прибылями.

Но похоже, что прыть, с которой руководство госкомпании взялось за "кадровый" вопрос, и привела к появлению пресловутого указа. В отрасли поползли слухи о том, что "доны" хотят получить всю энергетику целиком. Отдать контроль над стратегической отраслью отдельной финансово-промышленной группе было бы непростительной ошибкой. Не зря ведь в сообщении пресс-службы президента прямо говорится о том, что целью указа была "демонополизация рынка энергетики". Ситуация с роспуском "Энергетической компании Украины" напоминает ситуацию вокруг ее создания — тогда Леонид Кучма также оперативно издал указ после того, как российская РАО "ЕЭС" уже почти заключила договор о покупке нескольких украинских обл-

энерго у частных собственников.

Действия Виктора Ющенко застали правительство врасплох — там оказались совершенно не готовыми к такому развитию ситуации. Поначалу в правительстве предпочли увидеть в указе всего лишь "техническую процедуру". "Это — продолжение конституционной реформы, по которой ряд указов президента заменяется постановлениями правительства", — заявил в прошлую среду министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Но уже на следующий день премьер-министр Янукович выступил с резкой критикой в адрес действий президента. "Подписывая указ, президент не посоветовался с правительством… это единоличное решение. Такого больше не будет, эти времена прошли", — заявил Янукович.

Негодование премьер-министра понять можно, ведь над правительством нависла угроза потерять контроль над всеми предприятиями, входящими в структуру "Энергетической компании Украины".

"А вообще, это идет передел энергетики…" Не менее растерянными выглядели в день обнародования указа и представители энергокомпаний. "Дело в том, что мы видели подобное сообщение на одном из интернет-сайтов — о демонополизации рынка. Там говорится, что было распоряжение об отмене указа о создании ЭКУ. Поэтому мы комментировать не можем, что это такое и с чем его едят", — так прозвучал комментарий представителя "Днипроэнерго". Там же анонимный представитель компании с горечью посетовал: "А вообще, это идет передел энергетики, которая финансирует в Украине все. А как будет этот передел… лишь бы не мешали работать. А так у нас ни денег нет на ремонт, ничего".

Логика "передела" вполне очевидна — президентская сторона хочет лишить своих политических оппонентов влияния на стратегическую отрасль, а в перспективе и приватизировать отрасль, предоставив возможность участвовать в конкурсах иностранным инвесторам. Оппоненты президента, в лице премьера, нового руководства отрасли в принципе не против приватизации электроэнергетики. Но провести ее они бы хотели в своих интересах. В частности, среди способов называются схемы банкротства по примеру "Донбассэнерго" или конкурсы под "национального инвестора".

Первые пробные шары были запущены в начале осени, когда Фонд госимущества предложил продать части госпакетов акций 20 облэнерго и четырех энергогенераций. Перед утверждением предложения ФГИ на заседании Кабмина его должны были согласовать в Минфине, Минюсте и Минтопэнерго. Два первых министерства дали свое согласие на приватизацию в энергетике, против высказался только руководитель профильного министерства. Неприятие Юрием Бойко идеи приватизации, возможно, вызвано тем, что вверенное ему министерство на сегодня утратило былую мощь и влияние. Из Минтопэнерго "ушли" угледобывающие предприятия, не сильно проконтролируешь самодостаточную компанию "Нафтогаз Украины", осталось осуществлять влияние на энергокомпании через НАК "ЭКУ". А в случае ликвидации "Энергетической компании Украины" и с началом приватизации командовать Минтопу будет фактически нечем. Тем более что до создания НАК "ЭКУ" все государственные пакеты в энергогенерирующих и распределяющих компаниях управлялись Фондом госимущества.

"Даже несмотря на отрицательную позицию Минтоп-энерго решение о приватизации "энергетики" будет приниматься Кабмином", — уверены в Фонде госимущества. Тем более что Ринат Ахметов является одним из претендентов на генерирующие и распределяющие станции. Здесь стоит упомянуть, что Игорь Глущенко, нынешний руководитель НАК "ЭКУ", до своего назначения занимал пост генерального директора "Востокэнерго" (предприятие входит в состав "Донбасской топливно-энергетической компании", подконтрольной Ринату Ахметову). Кроме него в приватизации энергетики заинтересованы и другие представители бизнес-элиты, которые уже имеют долю в различных энергокомпаниях, в частности, группа VSE (контролируемая Александром Бабаковым), Константин Григоришин и группа "Приват".

Не против поучаствовать в приватизации и иностранные компании. Как сообщил "ИГ" источник, близкий к руководству "AES Украина", компания проявляет больший интерес к государственным активам в украинской энергетике. "Мы готовы рассмотреть любые предложения, которые будут выставлены на приватизацию. Это касается как генерирующих, так и поставляющих предприятий", — сообщает источник. По его словам, сегодня на мировом рынке наблюдается повышенный интерес к активам энергетических предприятий. "Наша компания (AES. — Ред.) принимает участие в конкурсе по приватизации трех энергопоставляющих компаний в Турции. Всего на участие в конкурсе подали заявки более 80 компаний. И это несмотря на то, что турецкое законодательство в сфере энергетики, а также регуляторная политика вызывают много споров. Приватизация украинских энергокомпаний вызовет не меньший интерес", — добавил источник.

По мнению специалистов, начинать приватизацию энергокомпаний нужно поэтапно. "Вначале продать небольшие пакеты акций на бирже. В этом случае государство не потеряет контроль над предприятием, но вместе с тем значительно увеличит его капитализацию", — считает директор компании по управлению активами "Драгон Эссет Менеджмент" Дмитрий Исупов. По его мнению, акции многих энергокомпаний сейчас недооценены и имеют большой потенциал роста. Со временем оставшийся пакет акций можно реализовать стратегическому инвестору. Впрочем, не исключено, что государство, не сумев эффективно управлять отраслью, пойдет на полную продажу своих активов в ней, оставив за собой только регулирующие функции и контроль над "Энергоатомом".

Как создавалась НАК "ЭКУ"

Компания была создана в январе 2004 года указом тогдашнего президента Леонида Кучмы и была призвана объединить госпредприятия в электроэнергетике. На сегодня компания объединила государственные активы 43 предприятий электроэнергетики с уставным фондом в размере 9,83 млрд. грн. (самый большой в Украине). Генерирующие предприятия, входящие в НАК "ЭКУ", производят 40% отечественной электроэнергии, а распределяющие предприятия обеспечивают 60% ее распределения. Создавая НАК "ЭКУ", в правительстве намеревались провести в компании структурные преобразования, которые бы позволили ей стать одним из крупнейших игроков в Восточной Европе.

Но планам не суждено было сбыться — за более чем двухлетний период существования компании консолидация активов предприятий так и не произошла.