Приватизация по-социалистически

В последнее время Фонд государственного имущества все чаще называют не приватизационным ведомством, а реприватизационным. Госорган, который должен заниматься продажей государственных предприятий, пока что безуспешно увяз в борьбе за возвращение предприяти

В последнее время Фонд государственного имущества все чаще называют не приватизационным ведомством, а реприватизационным. Госорган, который должен заниматься продажей государственных предприятий, пока что безуспешно увяз в борьбе за возвращение предприятий в государственную собственность. В результате правительство не может закончить большую приватизацию, страдает также и бюджет, доходы которого могут сократиться на 2 млрд.

Украинская приватизация уснула летаргическим сном. К началу июня Фонду госимущества удалось перечислить в казну только чуть более 90 млн. грн. Результат даже тяжело назвать разочаровывающим — в государственном бюджете на этот год доходы от приватизации определены в размере 2,12 млрд. грн. Вместо миллиарда гривен в первом полугодии приватизационному ведомству удалось привлечь ровно в 10 раз меньшую сумму.

Крайним в нынешней ситуации является правительство — если план по продаже государственных пакетов акций не будет выполнен, ему придется изыскивать заемные средства на покрытие дефицита бюджета. Кроме того, срываются уже вроде бы договоренные планы приватизации крупных предприятий, таких как "Укртелеком", Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд или "Лугансктепловоза". Фонд здесь играет не последнюю роль — именно он несет ответственность за составление плана приватизации того или иного предприятия. Впрочем, крупные предприятия найти в приватизационном списке на этот год довольно трудно — в него внесены в своем большинстве небольшие заводики, которые не представляют большой ценности после десятилетия государственного управления.

Более того, ФГИ сейчас активно занялся совсем несвойственной для себя функцией — реприватизацией. Список жертв Фонда растет с каждым днем — фактически тяжело найти приватизированное в последние несколько лет предприятие, где бы ФГИ сейчас не выдвигал претензии к частным собственникам. Среди этих предприятий — НПК "Галичина", Черноморский судостроительный завод, "Ориана" и даже "Mittal Steel Кривой Рог", которое было приватизировано менее года назад. В большинстве своем претензии Фонда сводятся к невыполнению инвестиционных условий. Правда, за эти нарушения (большинство которых частные собственники считают несправедливыми) Фонд под новым руководством предлагает очень жесткие санкции — реприватизацию и расторжение договоров купли-продажи. В результате сейчас приватизационное ведомство вместо продажи госпредприятий активно занимается возвращением их в государственную собственность. В результате в судах ведутся уже десятки дел с участием Фонда и частных собственников предприятий без видимой перспективы их завершения.

Ничего удивительного в плохих результатах приватизации в этом году нет, учитывая тот факт, что сейчас руководство ФГИ настроено скорее на то, чтобы самому руководить государственными предприятиями, чем продавать их. Более того, руководство Фонда в лице Валентины Семенюк и не скрывает своего негативного отношения к продаже государственных предприятий. "Эффективно работая, предприятие должно оставаться в государственной собственности, а те, где государство не может навести порядок — выставляться на продажу. И при этом деньги можно зарабатывать, не только продавая имущество", — вот главный посыл Валентины Семенюк, высказанный в одном из интервью. В частности, глава Фонда крайне активно выступала и против продажи "Криворожстали" после реприватизации, что породило слухи об участии некоторых представителей социалистической партии в бизнесе по торговле металлопродукцией комбината. Всем известна ситуация, когда во время продажи "Криворожстали" глава Фонда политически "заболела", тем самым чуть не сорвав аукцион. Также глава ФГИ уходила на больничный, тогда когда нужно было завизировать постановление правительства о приватизации "Криворожстали".

Ситуация вокруг приватизации "Криворожстали" довольно показательна. Когда социалисты получили пост руководителя Фонда госимущества в результате коалиционного распределения постов, главным для них стала не столько возможность влиять на рынок, сколько возможность управлять государственными предприятиями. Такое предложение сразу же было выдвинуто после назначения Валентины Семенюк на должность руководителя Фонда. Тогда в апреле прошлого года она заявляла, что именно дивиденды госпредприятий и арендная плата должны стать главными статьями дохода бюджета, которые будут обеспечиваться Фондом. Впрочем, объем доходов оказался недостаточным, и если бы не продажа металлургического комбината — план приватизации оказался бы проваленным еще в прошлом году. Единственная успешная крупная приватизация даже привела к заявлению об отставке главы ФГИ. Тогда президент не принял отставку.

Как показали события вокруг плана приватизации на 2006 год надежды Соцпартии и ее представителя в Фонде на то, что крупная приватизация будет остановлена, а предприятия останутся в управлении Фонда, не оправдались. Более того, правительство активно начало выводить предприятия из подчинения Фонда госимущества в прямое подчинение Министерства промышленной политики.

Так, в ходе бурных дискуссий с Кабинетом Министров дошло до того, что премьер-министр Юрий Ехануров заявил о том, что при нынешних показателях работы ФГИ его состав может быть сокращен в несколько раз. "Выглядит так, что в Фонде госимущества отсутствует четкая позиция относительно дальнейшей стратегии приватизации", — сказал премьер на заседании Кабмина в конце апреля, когда стало известно, что доходы от приватизации выполнены только на 3%.

Новая идея Фонда — продажа небольших пакетов акций через фондовые биржи — также потерпела неудачу. Так, не были проданы 5% акций Никопольского пивденнотрубного завода, а продажа акций предприятий через западные фондовые биржи так и осталась на уровне идеи. Иностранных инвесторов нетрудно понять — сначала руководство главного приватизационного ведомства заявляет: "Мы сможем продать "Криворожсталь" еще пять раз"; а всего несколько дней спустя — рассказывает об инвестиционном климате представителям иностранных компаний и банков на конференции в Лондоне. Падение интересов при таком подходе к украинским активам спрогнозировать довольно несложно.

Правда, критика правительства главу Фонда пока что волнует мало — уволить ее с поста может только новый состав парламента, и похоже, что за этим дело не станет. Пост главы Фонда госимущества, очевидно, будет внесен в список должностей, которые будут распределены между новым составом коалиции. Чувствует шаткость своего положения и глава Фонда Валентина Семенюк, которая уже заявила, что в случае коалиции "Нашей Украины" и Партии регионов начнется глобальная распродажа госпредприятий.